On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение
постоянный участник




ссылка на сообщение  Отправлено: 30.06.06 11:54. Заголовок: Красные, белые и земельный вопрос


Коллеги, есть мнение, что одна из причин, по которой крестьяне в Гражданскую поддержали красных, а не белых -- это лозунг "земля -- крестьянам".
Вопрос: успели ли большевики раздать землю до начала войны?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 10 [только новые]


постоянный участник




ссылка на сообщение  Отправлено: 30.06.06 12:13. Заголовок: Re:


Я так полагаю, что да. До коллективизации обработка земли была частной. я только не знаю, была земля в частной собственности или в общинной. скорее даже в частной. До колхозов были попытки создания селкохозяйственных коммун. Там работали коммунары.

А вот успели роздать до Гражданской или нет вопрос. Я так считаю, что большевики в полном смысле пришли к власти на территории России после гражданской. А до этого были так, смутные времена и декларации.

До революции земля принадлежала "обществу" и эта земля делилась каким-то образом между крестьянами. то есть частной она не была. По крайней мере в Сибири было так - семья наделялась земельным наделом от количества душ. Женщина душою не считалась. :)

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


ссылка на сообщение  Отправлено: 30.06.06 16:28. Заголовок: Re:


Коллеги, есть мнение, что одна из причин, по которой крестьяне в Гражданскую поддержали красных, а не белых -- это лозунг "земля -- крестьянам".
Вопрос: успели ли большевики раздать землю до начала войны?

Комментарий
Это не совсем правильная постановка вопроса. Крестьяне могли в какие-то моменты поддерживать и красных и белых, могли поднимать громадных масштабов восстания против первых и вторых, собственно община выступала в роли третьей силы в годы гражданской войны. Это признано современными историками.
Может быть правильнее сказать, что крестьяне часто считали большевиков меньшим злом, по сравнению с белыми. Причина этого очевидная- красные по крайней мере формально выступали под близкими и понятными крестьянству лозунгами- советы, власть крестьян и рабочих и т.д., а белые отождествлялись с ненавистным помещиком.
Другое дело, что крестьяне часто восставали и против красных тоже. Поэтому правильнее говорить о распространенном отношении к красным как к меньшему злу. КУогда же белые были разгромлены, деревня повернулась против большевиков - отсюда и Третья революция 1920-1921 гг.
И, наконец, самый важный момент. Неверно говорить, что большевики дали землю крестьянам. Летом 1917 г в деревне началась общинная революция. В результате в 1917-1918 гг. община захватила земли не только помещиков, но и всех или почти всех собственников, и занялась их активным переделом. Тут важно другое. Октябрьские события 1917 г. устранили препятствие на пути общинной революции в деревне- Временное правительство, которое посылало войска на подавление крестьянской революции в 1917 г.
Декрет о земле лишь легимировал уже шедший полным ходом черный передел и устранил препятсотвия на его пути.
Поэтому популярность большевиков в деревне в 1917 г была громадной. Поддерживала большевиков и сельская молодежь, вернувшаяся из армии, молодые фронтовики. А это бдыла мощная сила.
Другое дело, что потом на протяжение 1918-1921 гг большевики последовательно теряли поддержкеу в деревне, и к 1921 г. лишились ее полностью. Совпадение этого обстоятельства с разгромом белых и стало толчком к третьей революции.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


ссылка на сообщение  Отправлено: 30.06.06 21:35. Заголовок: Re:


Артемий, Вас удовлетворил ответ, или остались вопросы?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




ссылка на сообщение  Отправлено: 30.06.06 21:40. Заголовок: Re:


Да, спасибо. Последний момент: я слышал мнение, что крестьяне предпочитали красных с их продразверсткой белым с их реставрацией помещичьей собственности на землю. Все ли белые выступали за реставрацию?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


ссылка на сообщение  Отправлено: 30.06.06 22:03. Заголовок: Re:


Я был бы осторожнее, насчет того, что крестьяне предпочитали красных "с их продразверсткой". Например, к красным в Сибири относились хорошо, потому что там они ассоциировались с Советами, а не с разверсткой (разверстка, как понимаю, в 1918 г Сибирь не успела затронуть). Поэтому значительная часть крестьянских партизан, воевавших с Колчаком, считали себя большевиками.
За реставрацию помещичьей собственности выступали практически все крупнейшие белые группировки- хотя и в разной форме. Больше того, даже демократические белые правительства в некоторых случаях требовали колмпенсации от крестьян.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


ссылка на сообщение  Отправлено: 30.06.06 22:09. Заголовок: Re:


А вот в 1921 г, восстаниях против большевиков принимали участие уже и бывшие красные партизаны, и даже сельские местные большевики в ряде случаев. Кстати, это типично. Участники самого мощного антибольшевистского восстания 1919г, чапанного, называли себя большевиками и заявляли, что "стоят на платформе Октябрьской революции". А некоторые участники воссотания в Ижевске называли себя "большевиками-мстителями". И это не случайно.
Белые были знакомым злом, жалающим вернуть ненавистсный старый порядок. Ваши благородия одним своим видом о нем напоминали. А к большевикам бьыло отношение сложное, многие помнили, что они делали и говорили в 1917 г. А что хлеб отбирают... так может, так было, а вот теперь вместе белых отобьем, ну и поймут они, что мол народ - правильный...

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




ссылка на сообщение  Отправлено: 30.06.06 23:40. Заголовок: Re:


magidd пишет:

 цитата:
За реставрацию помещичьей собственности выступали практически все крупнейшие белые группировки- хотя и в разной форме.

Ни уж то и правые эсеры?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


ссылка на сообщение  Отправлено: 30.06.06 23:57. Заголовок: Re:




Там, где в антибольшевистских правительствах преобладали умеренные социалисты, они пытались удержать реставрацию в известных рамках. Комитет членов Учредительного собрания в Самаре, управлявший территорией Среднего Поволжья и Приуралья в июне — сентябре 1918 г., объявил о восстановлении демократических свобод, принял красный флаг, признал 8-часовой рабочий день, свободу деятельности рабочих конференций, крестьянских съездов, профсоюзов, фабзавкомов, создал Совет рабочих депутатов. Однако, социальная политика Комуча была выдержана в духе эсеровской программы-минимум. Он попытался вернуть в частные руки ряд предприятий и банков, восстановил свободную торговлю.
Комуч официально провозгласил социализацию земли, но признал за помещиками право на урожай 1917 г. Для охраны имущества помещиков и сельской буржуазии в деревни направлялись отряды Народной армии Комуча.
Политика умеренных социалистов вызвала народное недовольство. Насильственные мобилизации в армию Учредительного собрания пришлись не по вкусу крестьянам, и те ответили на них массовым дезертирством. Правительство прибегло к поркам и расстрелам, в ходе которых погибли, по одним данным, сотни, а по другим — тысячи людей. Возмущение рабочих вызвали попытки приватизации промышленности. В результате социалисты лишились поддержки трудящихся.

И еще одно
Современный российский исследователь В.А. Лапандин отмечает, что когда летом 1918г. в Самаре была свергнута советская власть и установилась власть Комитета членов Учредительного собрания – Комуча, правые эсеры, возглавлявшие Комуч, решили провести денационализацию и вернуть капиталистам предприятия, экспроприированные у них самарскими максималистскими и большевистскими советами. Но не тут-то было. “Денационализация столкнулась с сопротивлением … самих капиталистов, отказывающихся получать обратно принадлежавшие им прежде предприятия. Если денационализация мелких и средних предприятий прошла без проблем, то крупные капиталисты Самары заявили, что возьмут назад свои бывшие предприятия, лишь если получат, во-первых, право увольнять рабочих по собственному усмотрению; во-вторых, возмещение убытков, понесенных во время национализации, и в – третьих, самое интересное, субсидии на особо льготных условиях и крупные казенные заказы или поставки. В результате денационализация крупных предприятий так и не состоялась.”

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




ссылка на сообщение  Отправлено: 01.07.06 13:43. Заголовок: Re:


В Сибири не было помещичьего землевладения.
Было, видимо, государственное, и общинное. Насколдько я помню из рассказов, проблем с землей до революции не было,если в семье были мужчины. (Надел давался в зависимости от количества мужчин). Но это может быть и каким-то местным решением.

Отношения к большевиккам были такие. Ленин не прошел голосованием (в Учредительное собрание), поэтому начал войну. Белых не поддерживали. Они проводили принудительную мобилизацию, реквизировали лошадей и продукты. И, я так полагаю, их рассматривали как власть временную.
Так, мой прадед, унтерофицер царской армии, во времена Колчака уклонялся от мобилизации. Его искали, но "не нашли" - видимо так искали. Но красных встретили с радостью, соответственно и служил он у них в какой-то командной должности, погиб во время подавления какого-то национального восстания.
Я думаю его решение - следствие пропаганды большевиков в войсках на германском фронте.

интересно, что он говорил, что иисус Христос - первый коммунист, за что и был распят. Меня это озадачивало, я спросил у священника, откуда тут что растет. Он ответил, что вполне возможно увлечение Каутским.
Вообще до времен продразверсток и коллективизации странное время было.
Большевики проводили религиозные диспуты: в поле ставился стол с красной скатертью и президиумом, заслушивались представители разных конфессий, а президиум решал, чья вера правильная. Как правило, правильной веры не находили, у всех истины было по чуть-чуть... ))))
В то время в районе нынешнего Сузуна сильно было распространены баптисты и "евангельские христиане" - секты американского происхождения. Многоие крестьяне уезжали в штаты, некоторые ездили туда на время.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


ссылка на сообщение  Отправлено: 01.07.06 14:17. Заголовок: Re:


В Сибири не было помещичьего землевладения, КАК И ОБЩИННОГО. Формально. На самом же деле крестьяне в большинстве случаев сохраняли общинный уклад. Известно, что вопросы устроения жизни на селе во время револоюции решались сельскими сходами. Сельские общества (общины), их сходы, оставались своего рода центрами кристализации революционной власти- естественно не белой и не большеквистской, а своей собственной.
Фактически, однако, важным для существования сельского общества институтом, как показал ход западно-сибирского и доугих восстаний против большевиков, оставался сельский сход, именно он, как это было и во время чапанной войны, организовывал штабы повстанческой армии, переизбирал советы. Функции взаимопомощи и коллективного пользования орудиями производства взяли на себя, еще в дореволюционное время, кооперативы и артели, ставшие по мнению эсеровских экономистов 'суррогатами общины'. Так, сибирская маслодельческая кооперация действовала еще в дореволюционное время столь успешно, что практически вытеснила с рынка частных производителей (см. исследования Чаянова). Существует точка зрения, что кооперация сыграба большую роль в качестве некой коллективной основы для оказания сопротивления как красным так и белым. Интерес в этой связи представляют и сибирские артели охотников- это был практически готовый к партизанской войне контингент. В особом положении оказались в условиях продразверстки те, кто жил охотой охотничьих артелей. Обычно они продавали пушнину, либо выменивали ее на хлеб и другие продукты. Однако, в условиях разверстки они полностью лишились такой возможности. Поскольку члены этих артелей обычно не имели собственного хозяйства, они в буквальном смысле слова, остались без хлеба. Если же они пытались приностить из леса дичь, то она конфисковывалась продотрядами.
Советы же (советская власть) воспринимались сибирским крестьянством как форма самоуправления (подконтрольный сельскому обществу орган управления) и, главное, автономии от государства. Идея советов пустила в Сибири особенно крепкие корни. Огромные богатые сибирские села (иногда в несколько тысяч жителей) были сильно удалены от городов и друг от друга. Хотя они и были зависимы от обмена с городами, все же степень их экономической и социальной самостоятельности была выше, чем где-либо еще. Подобное положение способствовало выработке у крестьян навыков самоорганизации и взаимопомощи. Они меньше других нуждались во власти центрального правительства, так как не видели от него существенной помощи, ни в царское, ни в большевистское время, а только поборы и издевательства (об этом писали потом, после восстания 1921 года и сами большевики) и потому научились решать многие свои проблемы самостоятельно. По оценке чекистов, в советах (без коммунистов) крестьянство Сибири увидело способ децентрализованного управления, что было для него в высшей степени важно. Кроме того, сказался независимый дух сибирского крестьянства. Многие селения были основаны политическими беженцами - старообрядцами и всевозможными сектантами. На Алтае и в Сибири сохранялись и посления потомков древних русских анархо-коммунистов из секты бегунов. И до революции царская полиция боялась заходить в такие села. Возможно, именно эти села стали центрами кристализации анархистского повстанчества в Сибири, "сибирской махновщины", как называет ее историк Штырбул, Роговощины.
Государство сибирские крестьяне часто воспринимали как паразитический механизм, в сущности им не нужный, и облагающий их бесчисленными поборами. Поэтому идеологически сибирское крестьянство не могло принять ни большевизм ни белую идею.
Кроме того, как колчаковцы так и большевики грабили село нещадно, а мадлейшее сопротивление жестоко подавляли. В ответ сибирская деревня реагировала вооруженными восстаниями и партизанским сопротивлением.
Вот несколько документов западно-сибирских повстанцев 1921 г. (НПА, то есть народно-повстанческйо армии, которая насчитывала свыше 200.000. человек по оценке ЧК), проливающих свет на их идеологию и интересы. Тут видна и роль общины, и отношение к религии и труду, и политическая программа. Все эти документы носят внепартийный характер и написаны самыми обычными людьми, грамотными повстанцами-крестьянами.


Cохранились такие вот обращения работников волостного исполкома в новый сельсовет одной из сибирских деревень: 'Просим объявить населению вашего общества, что, в виду изменения положения власти, члены Орловского исполкома, служившие раньше, т.е. при власти коммунистов, заслуживают ли доверие граждан остаться в исполкоме. Просьба дать объяснение. Мы, т.е. бывшие работники исполкома, всецело хотим повиноваться власти уважаемого нами народа'.

НПА
'Мы не идем против советской власти крестьян и рабочих, ибо мы вполне убеждены, что советская власть - действительная власть, стоящая на защите интересов трудового народа. Мы идем против тех коммунистов, которые выгребли у нас хлеб, до последнего зерна. Товарищи крестьяне, присоединяйтесь к восставшим товарищам, формируйтесь в отряды и выступайте против грабителей и поработителей человеческих прав - коммунистов, приведших вас к голоду и разрушивших ваше хозяйство'.


НПА- воззвание к краноармейцам
' Коммунисты говорят вам, что восстали не крестьяне с мозолистыми руками, а остатки колчаковской банды, которые хотят возвратить плети и задушить свободу: Не верьте им крестьяне-братья! - Ведь вы сами знаете, что у нас отобрали весь хлеб в первую разверстку. Но и этого показалось коммунистам мало. Они отобрали и весь семенной хлеб и ссыпали по амбарам, где и гноят его. Они остригли шубы у нас и овец, в зимнее время, которые теперь замерзают: Народ.. все терпит и пухнет с голоду: Мы, крестьяне, хотим, чтоб человек стал человеком, чтобы всем жилось свободно. Мы хотим восстановить рабоче-крестьянскую советскую власть из честных, любящих свою опозоренную, оплеванную, многострадальную родину. Коммунисты говорят, что советская власть не может быть без коммунизма (в данном случае под словом 'коммунизм' понимается власть партии коммунистов - прим.Магид.). Почему? Разве мы не можем выбрать советы беспартийных, тех, кто были с народом заедино и страдали за него? Что дали нам коммунисты? Они обещали нам чуть ли не райскую жизнь, обещали свободу во всех отношениях, но, взяв в руки власть, они дали нам тюрьмы и казни, они издевались над нами, а мы молча гнули спины. Но ведь всякому терпению бывает конец, и мы, крестьяне, отдавши коммунистам все добытое потом от земли, решили: лучше умереть от пули и штыка коммуниста, чем умирать медленной мучительной голодной смертью или гнить в тюрьме. Братья-красноармейцы, опомнитесь!!! Идите к нам, бейте своих комиссаров и коммунистов, и мы окончим братоубийство, установим свою рабоче-крестьянскую власть, станем у станков, возьмем сохи, бороны и заживем мирным трудом:'


НПА
'До сих пор, все-таки коммунисты не хотят понять, или с умыслом пишут, что восстал не народ, которому невтерпежь стало жить, а будто бы восстали какие-то генералы, офицеры-золотопогонники, меньшевики и эсеры. Они все еще до сих пор скрывают, что восстал весь народ, который они считают серой безответной скотиной. Коммунисты все еще считают, что народ можно только обирать, грабить и расстреливать и что народ не способен встать на защиту своих человеческих прав. Мы, восставший народ, хорошо знаем, за что мы идем и чего мы добиваемся: Мы объединились все воедино: и русские, и татары, и крестьяне, и рабочие, и горожане. Мы все одинаково обижены. И остяки и самоеды с луками и стрелами преследуют общего врага, разбежавшегося по урманам и болотам. Мы добиваемся настоящей советской власти, а не власти коммунистической, которая до сих пор была под видом советской. Мы хотим, чтобы свободно дышалось, чтобы: каждый мог выполнять ту работу, какую он хочет, чтобы мог свободно распоряжаться своим имуществом, чтобы никто не имел право отбирать то, что нажито тяжелым трудом, чтобы каждый мог свободно распоряжаться тем, что он заработал своими трудовыми руками. Мы хотим, чтобы каждый человек верил, во что он хочет: православный по-своему, татарин - по-своему, и чтобы нас всех не заставили силком верить в коммуну: Здесь, в Тобольске мы уже избрали уездный крестьянско-городской совет: Волости избрали своих уполномоченных без всякого принуждения: выбрали тех людей, которых население знало и которым доверяло. Коммунисты насильно заставляли выбирать коммунистов, которых население не знало, которые грабили это же население. В своих волостях мы переизбрали также новые советы на новых началах. И когда мы отчистим от коммунистов всю губернию, народ выберет губернский совет, а когда наши войска соединятся с остальными партизанами других губерний - выберем сибирский совет.'

НПА
"Наш лозунг — вся власть Советам, а не отдельным кучкам, как это наблюдается до настоящего времени… Отменить всякие трудовые мобилизации, разрешить свободный труд, свободную торговлю ВПРЕДЬ ДО ПОЛНОГО РАЗВИТИЯ КООПЕРАТИВОВ".




Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 3
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет