On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение



ссылка на сообщение  Отправлено: 21.06.06 21:41. Заголовок: Синагога Матроны?


Кто знает, о чём идёт речь у Иоанна Златоуста:

 цитата:
И это говорю не о здешней только синагоге, но и о той, которая в Дафне: там пропасть, называемая пропастью Матроны, еще более пагубная. Слышал я, что многие из верующих ходят туда и спят подле этого места. Но нет, я никогда не назову таких людей верующими: для меня одинаково нечисто всякое капище как Матроны, так и Аполлона.


Что за Матрона?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 44 , стр: 1 2 3 All [только новые]


постоянный участник


ссылка на сообщение  Отправлено: 21.06.06 22:35. Заголовок: Re:


В Дафне, недалеко от Антиохии действительно находилось святилище бога Аполлона, где происходили противные, такому экстримисту как Иоанн, мистерии… Там была известная синагога, где во время волнений монофезитов которая была видимо сожена ,по словам императора Зенона «сожгли живых евреев вместе с мертвыми”.
Вообще «Матрона» это божество кельтского пантеона, но подобное было и в римском: матроны –это женские божества, считавшиеся покровителями некой местности или общины. А чего имел ввиду Иоанн …кто знает…Он не упускал случая клюнуть иудеев, может и тут ставя рядом языческие капища и синагоги был движем этим навязчивым желанием…

.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





ссылка на сообщение  Отправлено: 21.06.06 22:40. Заголовок: Re:


dedal пишет:

 цитата:
Вообще «Матрона» это божество кельтского пантеона, но подобное было и в римском: матроны –это женские божества, считавшиеся покровителями некой местности или общины.


Прошу прощения, откуда такая информация?

dedal пишет:

 цитата:
А чего имел ввиду Иоанн …кто знает…


Вообще, антиохийское предместье Дафна было знаменито своими более чем свободными нравами. Может быть, Златоуст намекал на образ жизни местных жителей?

А вообще, вот здесь:
http://www.ccel.org/fathers2/NPNF1-13/npnf1-13-80.htm
и здесь:
http://metaphore.narod.ru/Zlato.pdf

говорится, что это не синагога, а пещера Матроны.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


ссылка на сообщение  Отправлено: 21.06.06 22:52. Заголовок: Re:


Вы заставляете чесать репу... помню и всё ...а искать...
вот: Матрона (лат. matrona, от mater — мать), 1. В Древнем Риме свободнорождённая, состоящая в законном браке женщина. В широком смысле матрона — мать семейства, почтенная женщина.
2. Во множественном числе матроны (matronae, matres) — женские божества в Древнем Риме и провинциях (особенно в Галлии, Германии и Британии), считавшиеся покровителями данной местности или родоплеменной общины.http://www.c-cafe.ru/words/76/7493.php
И то же самое на Рубиконе...но там платный доступ: http://www.rubricon.com/ann/bse/14_m/14_m4491.asp

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


ссылка на сообщение  Отправлено: 21.06.06 22:57. Заголовок: Re:


Кстати- там было богатое кладбище,с раскошными христианскими надгробьями... я о раскопках где-то читал... Может Иоанн на это наезжал....

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





ссылка на сообщение  Отправлено: 21.06.06 23:00. Заголовок: Re:


dedal пишет:

 цитата:
2. Во множественном числе матроны (matronae, matres) — женские божества в Древнем Риме и провинциях (особенно в Галлии, Германии и Британии), считавшиеся покровителями данной местности или родоплеменной общины


В кельтских провинциях - вполне возможно; я не разбираюсь в кельтской мифологии. Может быть, римляне просто перевели на латынь название местных божеств.
Но собственно в Риме, насколько мне известно, таких персонажей не было.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


ссылка на сообщение  Отправлено: 21.06.06 23:01. Заголовок: Re:


Aelia пишет:

 цитата:
Но собственно в Риме, насколько мне известно, таких персонажей не было.


Не возьмусь оспаривать...я поверхностен в знаниях римского пантеона...

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





ссылка на сообщение  Отправлено: 21.06.06 23:12. Заголовок: Re:


Тогда речь может идти только о кельтских богах.
Во-первых, по моим впечатлениям, это все-таки птицы не того полета, чтобы им устраивать капища. Слишком мелкие какие-то божества.
Во-вторых, почему в Антиохии? Единственное место в Азии, где жили кельты - это Галатия, но она весьма далеко от Антиохии и никогда ей административно не подчинялась.
Странно все это...

Я бы все же предположила, что слово "матрона" здесь употреблено в собственном смысле, как мать семейства. Возможно, так назывался какой-то топографический объект на местности.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


ссылка на сообщение  Отправлено: 21.06.06 23:22. Заголовок: Re:


Всё может быть.. может и топография...мало ли местечек не дошли до наших дней.. Злотоуст был говорун и полёт мысли имел весьма вольный ...мало ли...

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



ссылка на сообщение  Отправлено: 22.06.06 01:09. Заголовок: Re:


Там дальше он говорит:

 цитата:
8. Можно бы сказать и больше этого, но, чтобы не затруднить вам памятование о сказанном, я здесь окончу свою беседу словами Моисея: засвидельствую вам днесь небом и землею (Втор. XXX, 19), что, если кто из вас, здесь ли находящихся или отсутствующих, отправится смотреть трубы (иудейския), или пойдет в синагогу, или взойдет в храм Матроны, или будет участвовать в посте и субботах, или совершать другой какой-нибудь малый или великий иудейский обряд, я чист от крови всех вас.


То есть "храм Матроны", получается, всё же принадлежал иудеям. Если, конечно, верен перевод.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




ссылка на сообщение  Отправлено: 22.06.06 01:10. Заголовок: Re:


Aelia пишет:

 цитата:
Тогда речь может идти только о кельтских богах.

Модрон, жена Уриена, мать Мабона, бога Солнца?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


ссылка на сообщение  Отправлено: 22.06.06 07:33. Заголовок: Re:


Маса пишет:

 цитата:
То есть "храм Матроны", получается, всё же принадлежал иудеям.


Нет конечно!

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





ссылка на сообщение  Отправлено: 22.06.06 08:52. Заголовок: Re:



 цитата:
Indeed Daphne, with its mild climate, its shady groves, its entertainment venues, its abundant water supply, its renowned temples of Apollo and Zeus and the much-frequented Jewish healing shrine (the cave of Matrona), would alone have been sufficient cause for Antioch's fame and status throughout the eastern half of the Mediterranean.


http://cecs.acu.edu.au/chrysostom/background2.php


 цитата:
According to John Chrysostom, there were several synagogues both within and outside the city. In addition to the Ashmunit synagogue in the southeastern part of the city, the Matrona synagogue served Daphne’s well-to-do Jews.



 цитата:
In the fourth century, Antioch was the home of antiquity’s most famous Christian orator, John Chrysostom, whose Homilies Against the Jews claimed that “the shrine (synagogue) of Matrona and the temple of Apollo are equally profane.”



http://members.bib-arch.org/nph-proxy.pl/000000A/http/www.basarchive.org/bswbSearch.asp=3fPubID=3dBSAO&Volume=3d3&Issue=3d6&ArticleID=3d15&UserID=3d0&

Возможно, речь идет об обычной синагоге, которая называлась "синагога Матроны" из-за какого-то места, в котором или рядом с которым она находилась? Есть же московские синагоги в Марьиной Роще, на Поклонной Горе. Судя по телефонному справочнику, они так и называются.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить



ссылка на сообщение  Отправлено: 22.06.06 21:59. Заголовок: Re:


Спасибо за ссылки!
Любопытно, тем не менее: почему он её выделил? И почему всё же "shrine"? Может, какая-то иудейская секта?
Ещё помнится, что в Каббале фигурирует "Матронит" - это случайное совпадение?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





ссылка на сообщение  Отправлено: 23.06.06 08:10. Заголовок: Re:


Маса пишет:

 цитата:
Любопытно, тем не менее: почему он её выделил?


Так ведь он сам, кажется, был антиохийского происхождения. Может быть, это была самая известная синагога в его родном городе?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




ссылка на сообщение  Отправлено: 23.06.06 08:19. Заголовок: Re:


Aelia пишет:

 цитата:
почему в Антиохии? Единственное место в Азии, где жили кельты - это Галатия, но она весьма далеко от Антиохии и никогда ей административно не подчинялась.
Странно все это...



Галатов часто использовали в качестве наемников. Если не ошибаюсь, у Селевкидов они составляли основную часть колесничного войска. В Антиохии или близ нее могла существовать довольно крупная колония галатов, как в Александрии существовали колонии иудейских и идумейских наемников.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





ссылка на сообщение  Отправлено: 23.06.06 08:35. Заголовок: Re:



 цитата:
Галатов часто использовали в качестве наемников. Если не ошибаюсь, у Селевкидов они составляли основную часть колесничного войска.


Честно говоря, предыстория мне неизвестна. Во время войны с римлянами Антиох действительно использовал галатских наемников (правда, в качестве конницы и пехоты; колесницы у него, вроде бы, были свои). Но, судя по Ливию, во всяком случае, это была разовая акция: Антиох нанял галатов специально для этой войны (37.8.4: "Сам царь зимовал во Фригии, отовсюду собирая подкрепления. Посылал он даже и в Галлогрецию; в те времена ее жители были гораздо воинственнее — в них еще не угас галльский дух, не забылось еще их происхождение") и после его поражения они, видимо, в Сирии не остались.


 цитата:
В Антиохии или близ нее могла существовать довольно крупная колония галатов, как в Александрии существовали колонии иудейских и идумейских наемников.


Разве в Александрии была колония иудейских наемников? Я считала, что это была просто диаспора. Или колония существовала в дополнение к диаспоре?
По крайней мере, наличие в Александрии (как и в Антиохии) значительного числа иудеев хорошо известно, а о галатах в Антиохии я не слышала. Впрочем, я, конечно, могу чего-то не знать.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




ссылка на сообщение  Отправлено: 23.06.06 09:14. Заголовок: Re:


По поводу Антиоха. У меня сложилось впечатление, что речь идет не о наборе наемников в Галатии, а о реализации каких-то союзнических обязательств. Если не ошибаюсь, после Апамейского мирного договора римляне штрафанули Галатию на 300 талантов. Вряд ли за то, что ее правители не препятствовали набору наемников, скорее за союз с Антиохом. По поводу галатских боевых колесниц в селевкидской армии читал, кажется, в Военно-историческом журнале лет 6 назад; там была даже нарисована реконструкция этих колесниц с колесами жутких размеров (их верхний обод поднимался выше "корзины"); там речь шла о египетских походах Антиоха (IV) Эпифана. Он же, кстати, уделял большое внимание антиохийской Дафне. Откуда в ВиЖ взяли про галатские колесницы в войске Эпифана - не могу сказать: ни у Полибия, ни у Юстина вроде о колесницах в том походе ничего нет, но это могли быть папирологические или эпиграфические источники, по тому периоду их сохранилось множество. Но использование галатов в качестве наемников (не союзников!) - это не исключение эпохи Антиоха Эпифана. В частности, Селевк III был убит неким галатом Апатурием, который, судя контексту, служил у него как наемник. После Апамейского мира, когда Селевкиды утратили позиции в Малой Азии, а территория их государства сильно сократилась и, соответственно, мобилизационные возможности уменьшились, галатские и карийские наемники начинают играть возрастающую роль в селевкидской армии.
Иудеев и идумеев я назвал наемниками не совсем удачно; в эллинистическом Египте вообще-то их называли клерухами и они представляли собой наследственное военно-помещичье сословие. Проживание их, естественно, являлось компактным (в целях облегчения задач военного управления). Наемниками можно назвать разве что их первое поколение. Гражданская иудейская диаспора в Египте возникла с доэллинистической эпохи (Источник: П. Левек. Эллинистический мир. М.: "Наука", 1989. - С.44-45 о диаспоре, С. 88-92 о наемниках и клерухах).

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





ссылка на сообщение  Отправлено: 23.06.06 09:27. Заголовок: Re:


Ливий Ганнибал пишет:

 цитата:
Если не ошибаюсь, после Апамейского мирного договора римляне штрафанули Галатию на 300 талантов. Вряд ли за то, что ее правители не препятствовали набору наемников, скорее за союз с Антиохом.


У Ливия (37.18.7) галаты в войске Антиоха называются наемниками.
А Манлию, который после мира с Антиохом воевал с галатами, потом в Риме сильно влетело за самоуправство. Ему говорили, что он не имел права ввязываться в эту войну без постановаления сената и народа, и даже хотели отказать в триумфе (а если верить Флору, 1.27.11 - то и отказали, не одобрив причину войны). В общем, так или иначе, но действия Манлия с правовой точки зрения выглядели сомнительными.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




ссылка на сообщение  Отправлено: 23.06.06 11:23. Заголовок: Re:


Aelia пишет:

 цитата:
В общем, так или иначе, но действия Манлия с правовой точки зрения выглядели сомнительными.


По названным Вами источникам - да. Полибий, которому во время Галатской войны было чуть больше 20 лет, воспринимал события иначе. По его версии, во-первых, Манлий вел войну не после мира с Антиохом: "В то время, как в Риме посольства вели переговоры о мире с Антиохом... в Азии закончена была война с галатами" (Пол., XXI, 33). Во-вторых, галаты заявили Манлию, который пытался вступить с ними в переговоры, что "не желают и слышать о каком-либо мирном соглашении" (там же, 37) и даже пытались заманить самого Манлия в засаду (там же, 39). Аппиан в "Сирийских делах" сообщает: "из числа галатов, бывших союзниками Антиоха" etc. (Апп., Сир., 42). Посему думаю, что были галаты - наемники в войске Антиоха; а были еще и галатские цари - союзники Антиоха (их имена Ортиагонт, Комболомар и Гавлот). По описанию битвы при Магнесии, тех и других галатов в армии Антиоха было пруд пруди, так что многие вполне могли потом осесть в Антиохии, в Дафне, благо требование Апамейского мирного договора о выдаче перебежчиков их никак не касалось.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





ссылка на сообщение  Отправлено: 23.06.06 11:46. Заголовок: Re:


Ливий Ганнибал пишет:

 цитата:
Полибий, которому во время Галатской войны было чуть больше 20 лет, воспринимал события иначе. По его версии, во-первых, Манлий вел войну не после мира с Антиохом: "В то время, как в Риме посольства вели переговоры о мире с Антиохом... в Азии закончена была война с галатами" (Пол., XXI, 33).


Честно говоря, мне это сомнительно. Могу обосновать, почему. Но дело не в этом - я вообще не понимаю, в чем суть Вашего возражения. До мира с Антиохом или после - не все ли равно?


 цитата:
Во-вторых, галаты заявили Манлию, который пытался вступить с ними в переговоры, что "не желают и слышать о каком-либо мирном соглашении" (там же, 37) и даже пытались заманить самого Манлия в засаду (там же, 39).



Про отказ от переговоров у Ливия, кажется, нет, а вот про засаду он говорит. Но, опять-таки, что это доказывает? Жили себе галаты, ничего плохого Риму не делали, а тут приходит Манлий с войском и какими-то претензиями. Почему это галаты должны заключать с ним соглашение?


 цитата:
Аппиан в "Сирийских делах" сообщает: "из числа галатов, бывших союзниками Антиоха" etc. (Апп., Сир., 42).


Вот это действительно аргумент. Имеем Аппиана против Ливия.
Но если галаты были союзниками Антиоха - то какие могли быть претензии к Манлию?


 цитата:
По описанию битвы при Магнесии, тех и других галатов в армии Антиоха было пруд пруди, так что многие вполне могли потом осесть в Антиохии, в Дафне, благо требование Апамейского мирного договора о выдаче перебежчиков их никак не касалось.


Хорошо, а какие есть свидетельства об их присутствии в Антиохии - кроме храма Матроны, который сам по себе сомнителен?
И какое отношение к этому храму (если он галатский) имеют иудеи, о которых, собственно, идет речь у Златоуста?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




ссылка на сообщение  Отправлено: 23.06.06 12:06. Заголовок: Re:


Aelia пишет:

 цитата:
До мира с Антиохом или после - не все ли равно?


Спорить о том, были галаты союзниками Антиоха или не были, имеет смысл, если события развивались до заключения Апамейского мира.
Aelia пишет:

 цитата:
Жили себе галаты, ничего плохого Риму не делали, а тут приходит Манлий с войском и какими-то претензиями. Почему это галаты должны заключать с ним соглашение?


Царь Каппадокии Ариарат оказался не гордый, соглашение заключил, приложив к нему 200 талантов. Галаты (вернее, три их правителя из четырех) до конца держали сторону Антиоха. Если вдобавок это происходило во время войны с последним (точнее, до заключения формального мира), так что же Манлию с галатами, обниматься, что ли?
Aelia пишет:

 цитата:
Имеем Аппиана против Ливия.


Если бы даже они оба говорили одно и то же, я бы в данном случае предпочел им вместе взятым Полибия как современника событий. Но вообще-то я говорил о том, что не вижу принципиальных противоречий. Были галаты-союзники Антиоха, были галаты-наемники Антиоха. Почему нет?
Aelia пишет:

 цитата:
Хорошо, а какие есть свидетельства об их присутствии в Антиохии - кроме храма Матроны, который сам по себе сомнителен?
И какое отношение к этому храму (если он галатский) имеют иудеи, о которых, собственно, идет речь у Златоуста?


О свидетельствах ничего не знаю. Но допускаю такой факт с высокой степенью вероятности. А по поводу храма - какое отношение имеют, скажем, турки к константинопольскому собору святой Софии? Такое, что теперь там главная мечеть. Ничего сверхъественного в таких вещах не нахожу. Жили в Дафне галаты - был храм условной "Матроны"; поселились иудеи - так что же, такому объекту недвижимости пропадать? А этимологию названия Вы хорошо проиллюстрировали на примере синагоги в Марьиной роще.
А может, и вообще галаты здесь ни причем, а топонимика связана с совсем другими событиями. Например, когда-то там могло быть захоронение какой-нибудь римской матроны. На берегу Крыма есть место, которое местные называют Могилой юнги. Происхождение названия не помнят. Лишь по возвращении в Москву я выяснил, что там в Крымскую кампанию был захоронен царский генерал по фамилии фон Юнге. Подобное могло произойти и с нашей Матрёной.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





ссылка на сообщение  Отправлено: 23.06.06 12:36. Заголовок: Re:


Ливий Ганнибал пишет:

 цитата:
Спорить о том, были галаты союзниками Антиоха или не были, имеет смысл, если события развивались до заключения Апамейского мира.


Я, кажется, поняла, что там такое было с договорами. У нас произошла путаница.
Согласно Ливию, с Антиохом было заключено два договора. Первый, видимо, предварительный, тот, что Вы называете Апамейским. Его заключили Сципионы и потом одобрил сенат и народ в присутствии сирийского посольства. Этот договор в самом общем виде предусматривал уход Антиоха за Тавр, выплату им контрибуции и выдачу заложников и подстрекателей.
Потом, после заключения этого договора сенат послал в Азию 10 легатов для устройства той территории, с которой уходил Антиох. Понятно, что в этот период времени Антиох уже находился в состоянии мира с Римом. И в этот же период, согласно Ливию, Манлий и проводил свои операции против галатов.
Когда 10 легатов вернулись в Рим, то в соответствии с их решениями бы составлен, так сказать, окончательный договор с Антиохом. Его и приводят как Полибий, так и Ливий. Там, как я понимаю, уже более четко оговаривалась судьба отдельных городов и областей и прочие подробности. Наверное, правильнее будет назвать этот договор не мирным, а союзным.
Так вот, обвинения Манлию предъявили именно 10 легатов. И, среди прочего, они обвиняли Манлия в том, что он пытался спровоцировать Антиоха нарушить мирный договор.


 цитата:
Царь Каппадокии Ариарат оказался не гордый, соглашение заключил, приложив к нему 200 талантов.


Ваш пример работает на меня. Как раз Ариарат точно был союзником Антиоха. Он знал за собой вину перед Римом. Он видел что Антиоха съели и понимал, что его тоже съедят, если он не прогнется.
А принципиальная позиция галатов как раз могла быть обусловлена тем, что они не понимали, чем вызваны претензии Рима к ним и с какой стати они что-то там Манлию должны.


 цитата:
А по поводу храма - какое отношение имеют, скажем, турки к константинопольскому собору святой Софии? Такое, что теперь там главная мечеть. Ничего сверхъественного в таких вещах не нахожу. Жили в Дафне галаты - был храм условной "Матроны"; поселились иудеи - так что же, такому объекту недвижимости пропадать?


Вот об этом лучше спросить местных иудеев. Допускается ли размещение синагоги в здании бывшего языческого храма.


 цитата:
А может, и вообще галаты здесь не причем, а топонимика связана с совсем другими событиями. Например, когда-то там могло быть захоронение какой-нибудь римской матроны.


Мне это кажется более вероятным.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





ссылка на сообщение  Отправлено: 23.06.06 12:47. Заголовок: Re:


Ливий Ганнибал пишет:

 цитата:
Но вообще-то я говорил о том, что не вижу принципиальных противоречий. Были галаты-союзники Антиоха, были галаты-наемники Антиоха. Почему нет?


Да, я не могу исключать существование галатов-союзников Антиоха. Там же было три племени и в каждом по четыре тетрарха. Не могу за всех поручиться.
Но мне кажется, что таких должно было быть меньшинство, и в массе своей галаты не были союзниками Антиоха. В противном случае к Манлию никто бы не придирался.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




ссылка на сообщение  Отправлено: 24.06.06 00:16. Заголовок: Re:


Aelia пишет:

 цитата:
Там же было три племени и в каждом по четыре тетрарха.

Что-то многовато тетрархов. По числу получаются прямо апостолы, а не тетрархи. В одном, по крайней мере, Вы точно правы: путаница есть. В рассматриваемый период галатское племя толостобогиев возглавлял Ортиогонт, текстосагов - Комболомар, трокмов - Гавлот. Кого же возглавлял четвертый тетрарх - Эпосигнат?! Для меня лично - в самом деле, загадка
Эпосигнат, если правильно понимаю, являлся проксеном (гостеприимцем) Евмена Пергамского, а тот имел весьма влиятельные связи среди "тузов" римской большой политики (до принципиальной ссоры с моим соавтором Катоном Цензором ). Эпосигнат неудачно претендовал на роль посредника в переговорах Манлия с остальными тремя тетрархами. Потерял, видимо, некий "куш" (не исключаю, что и сами переговоры сорвались по этой причине - ср. переговоры Персея Македонского с Евменом Пергамским в дни III Македонской войны: не провал переговоров послужил причиной невыплаты посреднических, а напротив, отказ платить "откат" вызвал провал переговоров). "Дружба" (вероятно, проксения) таинственного (ибо действительно, неясно, какое племя возглавлял) Эпосигната с Евменом, вероятно, позволила ему приобрести необходимый патронат в Риме. Насколько я себе представляю, в ту эпоху отношения патроната-клиентеллы к иноземцам уже стали допустимой вещью в Риме. Со стороны римских патронов Эпосигната и допускаю "правовую" атаку на Манлия (к слову, если он из рода Манлия Капитолийского, то противостояние со знатью носило традиционный характер и воплотилось не в одном поколении!). Вот так себе эту картину представляю. Впрочем, если сочтете за легкомысленный полет фантазии - нимало не обижусь.
ЗЫ. И вообще, отчего это у Эпосигната эллинистическое имя, тогда как у остальных тетрархов - кельтские? Хочется спросить: а был ли мальчик? (с)

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




ссылка на сообщение  Отправлено: 24.06.06 00:48. Заголовок: Re:


Aelia пишет:

 цитата:
Я, кажется, поняла, что там такое было с договорами.


Спасибо, очень разумное объяснение. По поводу прочего - мой пост выше.
ЗЫ. А не оффтопим ли мы?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





ссылка на сообщение  Отправлено: 24.06.06 12:02. Заголовок: Re:


Ливий Ганнибал пишет:

 цитата:
Что-то многовато тетрархов. По числу получаются прямо апостолы, а не тетрархи. В одном, по крайней мере, Вы точно правы: путаница есть. В рассматриваемый период галатское племя толостобогиев возглавлял Ортиогонт, текстосагов - Комболомар, трокмов - Гавлот. Кого же возглавлял четвертый тетрарх - Эпосигнат?!



Нет, не многовато. Согласитесь, само название "тетрархи" подразумевает, что их должно быть четыре. А племени три. Моммзен о галатах:

Там, между Вифинией, Пафлагонией, Каппадокией и Фригией, поселились три кельтских племени - толистоагии, тектосаги и трокмы, однако в связи с этим не отказавшиеся ни от своего родного языка, ни от своих обычаев, ни от своего государственного строя, ни от привычки заниматься разбоями. Двенадцать тетрархов, каждый из которых стоял во главе одного из четырех кантонов, на которые делились владения каждого из трех племен, составляли вместе с советом из трехсот членов высшуя национальную власть и сотбирались на священном месте, главным образом для того, чтобы постановлять смертные приговоры.

Что касается личности Эпосигната - попытаюсь уточнить вечером в воскресенье или в понедельник.


 цитата:
Со стороны римских патронов Эпосигната и допускаю "правовую" атаку на Манлия (к слову, если он из рода Манлия Капитолийского, то противостояние со знатью носило традиционный характер и воплотилось не в одном поколении!).


Это тоже надо будет уточнить. Он действительно с большой вероятностью может происходить из того же рода. Но вообще-то Манлий Капитолийский был нетипичным представителем своей фамилии, в большинстве своем Манлии были весьма последовательными сторонниками власти нобилитета - что, конечно, не исключало конфликтов с какими-то отдельными группировками внутри нобилитета.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





ссылка на сообщение  Отправлено: 24.06.06 13:49. Заголовок: Re:


Ливий Ганнибал пишет:

 цитата:
А не оффтопим ли мы?


А чтобы не оффтопить, вернемся к синагоге Матроны. Опубликую с согласия Рыцаря его ответ на вопрос о том, можно ли размещать синагогу в здании бывшего языческого храма.

По поводу синагоги Шульхан Арух - свод всех законов повседневной жизни, говорит, что при строительстве следует проконсультироваться с мудрецом.
Если здание несет в себе языческие эелемент, то молиться там нельзя. Если здание известно в округе, как языческий храм, еврею нельзя туда входить.
Можно допусить, что когда-то, при определенных обстоятельстваъ, синагога была размещшена в таком здании, но мне представляется маловероятным.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





ссылка на сообщение  Отправлено: 24.06.06 18:46. Заголовок: Re:


Ливий Ганнибал пишет:

 цитата:
"Дружба" (вероятно, проксения) таинственного (ибо действительно, неясно, какое племя возглавлял) Эпосигната с Евменом, вероятно, позволила ему приобрести необходимый патронат в Риме. Насколько я себе представляю, в ту эпоху отношения патроната-клиентеллы к иноземцам уже стали допустимой вещью в Риме. Со стороны римских патронов Эпосигната и допускаю "правовую" атаку на Манлия


Да, вот еще что. Собственно, экспедиция Манлия была предпринята по настоятельным просьбам и при поддержке Эвмена, который был заклятым врагом галатов и которому они не давали жизни своими набегами. Вполне возможно, что среди галатских тетрархов, тем не менее, имелся один дружественный Эвмену - Эпосигнат. Вполне возможно, что Эвмен и Эпосигнат имели в Риме общих патронов. Однако я уверена, что при рассмотрении дела Манлия в сенате патроны Эвмена должны были поддерживать Манлия, который оказал важную услугу их клиенту.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




ссылка на сообщение  Отправлено: 25.06.06 15:21. Заголовок: Re:


Aelia пишет:

 цитата:
А чтобы не оффтопить, вернемся к синагоге Матроны. Опубликую с согласия Рыцаря его ответ на вопрос о том, можно ли размещать синагогу в здании бывшего языческого храма.

По поводу синагоги Шульхан Арух - свод всех законов повседневной жизни, говорит, что при строительстве следует проконсультироваться с мудрецом.
Если здание несет в себе языческие эелемент, то молиться там нельзя <...>


Aelia, это - анахронизм. Шульхан арух был составлен в 16-м веке, а Вы говорите синагоге 4-го!

Многие синагоги того периода мало отличались от греческих храмов. Они содержали рисунки, надписи на греческом, многие элементы орнамента, которые сегодня были бы недопустимы.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




ссылка на сообщение  Отправлено: 25.06.06 15:33. Заголовок: Re:


Michael пишет:

 цитата:
Многие синагоги того периода мало отличались от греческих храмов. Они содержали рисунки, надписи на греческом, многие элементы орнамента, которые сегодня были бы недопустимы.


Возможно, но в здании языческого храма, даже бывшего, синагога размещаться не могла.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




ссылка на сообщение  Отправлено: 25.06.06 16:12. Заголовок: Re:


Возможно. Я просто отметил, что правила из Шулхан Арух не могут быть без проверки применимы к практике 4-го века.

Но на самом деле там, скорее всего, речь идёт не о языческом храме. Похоже, там имеется в виду синагога в пещере Матроны, на месте, обладающем по поверью исцелительной силой. Она упоминается Иоанном. Я не думаю, что есть какая-то связь с одноимеённой богиней, Матрона - это достаточно распространённое греческое имя. Есть такая святая - Матрона Солонская, тоже из еврейской среды.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


ссылка на сообщение  Отправлено: 25.06.06 17:51. Заголовок: Re:


naty knight пишет:

 цитата:
в здании языческого храма, даже бывшего, синагога размещаться не могла


Да.
Т.к. запрещено иудеям извлекать пользу (любую!) из культа идолопоклонников. Этому посвящен трактат в Талмуде - "Авода зара" ("чуждое служение"). Не пить вина язычников , не торговать с ними, не...
А тут - явная выгода - построить синагогу на развалинах храма идолопоклонников. Не может такого быть.
Это же не Монтекассино.



Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





ссылка на сообщение  Отправлено: 25.06.06 18:48. Заголовок: Re:


Для Ливия об Эпосигнате: статья из RE:
[реклама вместо картинки]

Похоже, это все, что о нем известно.
Царек толлистоагиев, видимо, один из тетрархов.
Ливий, Вы ведь владеете немецким? Вы мне скажете, если там есть что-то неожиданное?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




ссылка на сообщение  Отправлено: 25.06.06 20:24. Заголовок: Re:


"Эпосигнат, царек галатов-толистоагиев, подружился с Евменом Пергамским и, единственный из всех галатских вождей, не встал на службу Антоху Великому против Рима. Когда консул Манлий Вольсон направился против галатов, он вступил в сношения с Э. Э. просил консула не атаковать его племя [вариант - его родственников, ибо слово Stamm означает и племя, и род]; он рассчитывал убедить своих покориться; но это ему не удалось"

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





ссылка на сообщение  Отправлено: 25.06.06 20:35. Заголовок: Re:


Спасибо!

Ливий Ганнибал пишет:

 цитата:
Когда консул Манлий Вольсон направлился против галатов, он (Манлий?Эпосигнат?) вступил в сношения с Э.


Он - это Манлий. Иначе получится, что Эпосогнат общался сам с собой.

Видимо, это по тексту Ливия, 38, 18:

18. (1) Распустив сходку и отправив послов к Эпосогнату, единственному из галльских царьков, кто Эвмену остался другом и отказал Антиоху в помощи против римлян, консул снялся с лагеря. В первый день войско вышло к реке Аландру, а на следующий день пришло в деревню под названием Тискон. (2) Туда пришло посольство от жителей Ороанд53, прося мира; им было приказано выплатить двести талантов и позволено вернуться обратно, чтобы сообщить это условие. (3) Оттуда консул повел войско к Плите, а затем поставил лагерь близ Алиатт. Туда возвратились послы, отправленные к Эпосогнату, вместе с посольством от него самого. Его посланцы умоляли не воевать с тектосагами: Эпосогнат сам отправится к ним и договорится, чтобы они приняли условия римлян. (4) Консул удовлетворил просьбу царька и повел войско через землю, называемую Аксилос54. Она называется так недаром: в ней не найдется не только что дров, но даже терновника или какого-либо другого топлива; вместо дров жители используют бычий навоз. (5) Римляне стояли лагерем близ Кубалла, крепостцы в Галлогреции, как вдруг послышался громкий шум и показалась вражеская конница, которая, напав неожиданно, смогла не только расстроить выставленные караулы, но даже нанести кое-какой урон. (6) Когда шум донесся до лагеря, римская конница, внезапно высыпав сразу изо всех ворот, обратила галлов в беспорядочное бегство и перебила немало бежавших. (7) Дальше консул приказал идти плотно сомкнутым строем, предварительно разведав дорогу, так как увидел, что войско уже вступило во вражескую страну. Двигаясь большими переходами, войско вышло к реке Сангарию55. Ее нельзя было перейти вброд, и консул приказал строить мост. (8) Сангарий течет с горы Адорея через Фригию, а затем близ Вифинии принимает в себя Тимбр; затем, удвоив свои воды, протекает он по Вифинии и впадает в Пропонтиду. Эта река известна, однако, не столько своим полноводьем, столько редкостным изобилием рыбы, добываемой в ней местными жителями. (9) Перейдя по построенному мосту реку, войско пошло вдоль берега. В пути им неожиданно повстречались шедшие из Пессинунта жрецы Великой матери богов56 в своем убранстве, в исступлении прорицавшие, что богиня дает римлянам дорогу войны и власть над этим краем. (10) Консул сказал, что принимает это знамение, и поставил лагерь в том самом месте. (11) На следующий день войско подошло к Гордию. Этот город хоть и невелик, но все-таки многолюднее, чем обычно бывают такие торжища в срединных местностях, и туда съезжается больше купцов. (12) Из Гордия почти одинаково близко до трех морей: до Геллеспонта, до Синопы и до противоположного побережья, населяемого приморскими киликийцами. Кроме того, в этих местах соприкасаются между собой пределы многих больших племен, взаимовыгодная их торговля сосредоточилась именно в этом месте. (13) Войдя в Гордий, римляне обнаружили, что жители бежали, но оставили множество всяческого добра. (14) Войско стояло в городе, когда туда прибыли послы от Эпосогната и сообщили, что тот посетил галльских царьков, но поездка была неудачна; (15) галлы во множестве покидают равнинные селения и поля и с женами и детьми, взяв с собой весь скот и все имущество, которое могут увезти, устремляются к горе Олимпу57, где их защищало бы не только оружие, но сама местность.

Полибий, 21, 37 (по-русски нет под рукой):

Manlius, the Roman consul, sent legates to the Gaul Eposognatus asking him on his part to send envoys to the Galatian princes. 2Eposognatus thereupon sent envoys to Manlius begging him not to take the initiative in attacking the Galatian Tolistobogii, 3as he would communicate with their princes suggesting alliance with Rome, and was convinced that they would accept any reasonable terms. (...)
While Manlius was near the small town of Gordium envoys from Eposognatus reached him informing him that he had gone in person to speak with the Galatian princes, but that they simply refused to make any advances: they had collected on Mount Olympus their women and children and all their possessions, and were prepared to give battle.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




ссылка на сообщение  Отправлено: 25.06.06 20:44. Заголовок: Re:


Прошу извинить, у меня здорово глючит монитор, приходится писать сообщение в несколько заходов (и попутно переводить).
Итак, что смущает: если Эпосигнат единственный из галатских вождей не выступил против римлян, то выходит, что добавив враждебных римлянам тетрархов к Эпосигнату, мы получим общее их число. Но против римлян не воевали 11 тетрархов. Их было вроде бы всего трое (их имена я привел выше). Получается, Эпосигнат - четвертый, что и соответствует названию "тетрарх". Кроме того, ономастика показывает, что три антримски настроенных тетрарха носили кельтские имена, тогда как Эпосигнат - греческое. Что, если он не возглавлял ни одно из трех племен, а являлся главой общины эллинизированных галатов (вроде иудеев-эллинистов), находившуюся под особым покровительством Евмена Пергамского? Могло ведь такое быть? Вот и с числом тетрархов тем самым ясность появляется.







Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




ссылка на сообщение  Отправлено: 25.06.06 20:49. Заголовок: Re:


Michael пишет:

 цитата:
Но на самом деле там, скорее всего, речь идёт не о языческом храме. Похоже, там имеется в виду синагога в пещере Матроны, на месте, обладающем по поверью исцелительной силой. Она упоминается Иоанном. Я не думаю, что есть какая-то связь с одноимеённой богиней, Матрона - это достаточно распространённое греческое имя. Есть такая святая - Матрона Солонская, тоже из еврейской среды.


Мне думается, что синагога была недалеко от храма Аполона. Почитатели языческого бога отличались в глазах христиан, распутством и непотребством. А синагога просто была рядом. Возможно, именно в пеере Матроны.
Если дать волю фантазии, можно предположить, что Синагога маторны - это та самая синагога, куда НЕ ХОДИЛА мученица Матрона, но это уже из области фантастики. :)
Шульхан ару, конечно, произведение средневековой литературы, но оно не возникло на пустом месте. Йосеф Каро создал. по сти, конспект Талмуда. Плюс "Арбаа Турим" р. Яакова бен Ашера.
О синагоге "Шульхан арух" говорит на основе трактата "Авода зара".

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





ссылка на сообщение  Отправлено: 25.06.06 21:02. Заголовок: Re:


Вы знаете, Ливий, я очень сильно сомневаюсь, что Моммзен мог ошибиться с численностью тетрархов. Можно, конечно, поискать данные по административному устройству галатов в источниках; думаю, что это есть у Страбона или Плиния, но, честно говоря, позиция Моммзена у меня особых сомнений не вызывает.

Странно, что у Ливия Эпосогнат просит за тектосагов, а у Полибия - за толлистобогиев. Думаю, что Полибий в данном случае заслуживает большего доверия. Так вот, у Полибия говорится о князьях толлистобогиев во множественном числе.

Может быть, что у тетрархов была какая-то внутренняя иерархия, и Ортиагонт, Комболомар и Гавлот были первыми среди равных в своих племенах...

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




ссылка на сообщение  Отправлено: 25.06.06 21:03. Заголовок: Re:


naty knight пишет:

 цитата:
Если дать волю фантазии, можно предположить, что Синагога маторны - это та самая синагога, куда НЕ ХОДИЛА мученица Матрона, но это уже из области фантастики

Наоборот, это очень реалистичное предположение. Если учесть, что мученица Матрона жила в Солуне (Салоники), то, скорее всего, в синагогу в Антиохии она не ходила.


 цитата:
Мне думается, что синагога была недалеко от храма Аполона.


Вот всё, что я нашёл о пещере / синагоге Матроны: http://www.cecs.acu.edu.au/chrysostom/background2.php (в середине текста).

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





ссылка на сообщение  Отправлено: 25.06.06 21:08. Заголовок: Re:


Страбон о галатах (12, 5, 1)

V. The Galatians, then, are to the south of the Paphlagonians. And of these there are three tribes; two of them, the Trocmi and the Tolistobogii, are named after their leaders, whereas the third, the Tectosages, is named after the tribe in Celtica.1 This country was occupied by the Galatae after they had wandered about for a long time, and after they had overrun the country that was subject to the Attalic and the Bithynian kings, until by voluntary cession they received the present Galatia, or Gallo-Graecia, as it is called. Leonnorius is generally reputed to have been the chief leader of their expedition across to Asia. The three tribes spoke the same language and differed from each other in no respect; and each was divided into four portions which were called tetrarchies, each tetrarchy having its own tetrarch, and also one judge and one military commander, both subject to the tetrarch, and two subordinate commanders. The Council of the twelve tetrarchs consisted of three hundred men, who assembled at Drynemetum, as it was called. Now the Council passed judgment upon murder cases, but the tetrarchs and the judges upon all others. Such, then, was the organization of Galatia long ago, but in my time the power has passed to three rulers, then to two; and then to one, Deïotarus, and then to Amyntas, who succeeded him. But at the present time the Romans possess both this country and the whole of the country that became subject to Amyntas, having united them into one province.2

http://www.perseus.tufts.edu/cgi-bin/ptext?doc=Perseus:text:1999.01.0198&query=section%3D%23603&word=Galatia

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




ссылка на сообщение  Отправлено: 25.06.06 21:10. Заголовок: Re:


Aelia пишет:

 цитата:
у Полибия говорится о князьях толлистобогиев



Где же? В одном месте речь идет о галатах-толистобогиях просто, а в другом о князья галатов (не одних толистобогиев):

 цитата:
begging him not to take the initiative in attacking the Galatian Tolistobogii


 цитата:
he had gone in person to speak with the Galatian princes



Возможно, я чего-то не понял, еще раз прошу извинить: дьявольски неудобно вести дискуссию при мозаически сдвинутом изображении на дисплее :(




Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





ссылка на сообщение  Отправлено: 25.06.06 21:20. Заголовок: Re:



 цитата:
Eposognatus thereupon sent envoys to Manlius begging him not to take the initiative in attacking the Galatian Tolistobogii, 3as he would communicate with their princes suggesting alliance with Rome


Эпосогнат тогда отправил послов к Манлию, умоляя его не атаковать первым галатов-толлистобогиев, ибо он (Эпосогнат - А.) поведет переговоры с их князьями, предлагая им союз с Римом.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




ссылка на сообщение  Отправлено: 25.06.06 21:26. Заголовок: Re:


Да, Страбон вроде бы ставит все на свои места: "The three tribes spoke the same language and differed from each other in no respect; and each was divided into four portions which were called tetrarchies, each tetrarchy having its own tetrarch" и т.д.
У меня остался всего один вопрос: употреблялся ли во времена Полибия термин тетрарх применительно к правителям галатов? Если да, то всё, крыть как будто нечем (Ливий в данном вопросе не поможет, он, по-моему, не признает титулатуры как значимой исторической дисциплины). Если же тетрархи - это эпоха Страбона, а двумя столетиями раньше были не тетрархи, а вожди, басилевсы или что-либо подобное, то можно предположить, что административно-политическое деление Галатии менялось.
Хотя, вроде бы, Вы правы...




Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




ссылка на сообщение  Отправлено: 25.06.06 21:28. Заголовок: Re:


Элия, наконец-то монитор заработал по-человечески, прочел все приведенные Вами тексты! Всё, Вы везде правы

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 44 , стр: 1 2 3 All [только новые]
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 3
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет