Aurelius пишет:
цитата: |
Значит, сопоставление этих 3 титулов также выводит на равенство между титулами "император" и "царь". Стоило ли Петру менять титулатуру? |
|
Aurelius, простите, ради Бога, но у меня такое чуство, что Вы не прочли мои сообщения в самом начале темы.
Историки (по меньшей мере те, которых я читал), считают, что основные причины принятия этого титула - внешнеполитические, а не внутренние. Не касаясь вопроса о том, стоило ли это делать Петру, попробую более развёрнуто объяснить вопрос.
Во-первых, совершенно не важно, как в прошлом использовался и откуда произошёл на свет титул "царь". Для разбираемого нами вопроса важно, как понимали этот титул в России. А там его понимали однозначно - как "кесарь", "император", и никак иначе.
Во-вторых, в Европе тоже знали, что в России понимают его именно так. На протяжении около ста лет за московским князем не признавали этого титула. Постепенно одно за другим государи Европы пришли к некому "компромиссу" - монарха России стали называть царём, но сам титул "имперским" не считали. Сохранились даже любопытные инструкции писать в латинских текстах tsar, a не csar (как настаивали в Москве), чтобы не было ощущения, что титул - форма титула ceasar.
То есть, если Пётр хотел быть императором в глазах Европы, у него было два пути - или продолжать настаивать, что "царь" равнозначен "императору", либо поступить проще - назвать себя явно императором, и по другому уже этот титул не проинтерпретируешь. Хочу заметить, что на практике Европа этот титул проглотила довольно быстро, а вот в первом случае это могло тянуться ещё долго и безрезультатно. Вопрос, конечно, стоило ли огород городить, и было ли это настолько важно в Европе 18-19 века, но вопрос это совсем другой.
Теперь о том, почему Петру это было так важно. Главная причина - в резко возросшем количестве контактов с Европой. До Петра Россия была во многом самодостаточной. "Мы - империя, а если другие считают иначе - это их проблема". При Петре стало понятно, что как тебя видят другие, это ещё и твоя проблема. (Кстати, верно и обратное отношение - урегулирование вопроса с "царём" в предшествующий век тоже следствие возросших контактов с Россией. Пока они были случайны, европейцы могли порою льстить московскому правителю, называя его "императором". Когда в 17 веке контакты стали постоянны, это прекратилось, вопрос был решён твёрдо - "хорошо, царь, но не император.")
То, что надо было Петру - а также его дворянам, особенно путешествующим за рубеж, - это ясное и недвусмысленное соответствие своих титулов сложившейся европейской системе. Это в глазах многих определяло их место там.
Когда Пётр принял титул императора, это "значило" следущее:
1. Россия входит в Европу, и как часть Европы мы будем играть по европейским правилам.
2. Но Россия входит в Европу не как бедный родственник. Наше место там - на равных. У Европы отныне есть два центра - католический/протестантский, во главе с римским императором, и православный, во главе с императором православным.
Вопроса о целесообразности я не касался. На мой взгляд, важность титула настолько нивелировалась в последущее столетие, что, может быть, и не стоило огород городить. Ничего утверждать не берусь.