On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение
администратор




ссылка на сообщение  Отправлено: 20.10.06 23:09. Заголовок: Стилихон или Аэций?


Вопрос по поводу диптиха из слоновой кости, находящегося в кафедральном соборе г.Монца, Италия. Кто изображен на нем: Стилихон или Аэций?



Ранее я как-то встречал это изображение исключительно с пояснениями, что изображенный на нем мужчина – Стилихон, женщина – Серена, а мальчик – их сын Евхерий.
Однако, например, в книге Георга Пфайльшифтера «Теодорих Великий» (СПб.: Евразия, 2004, первое издание – Майнц, 1910) изображению данного диптиха сопутствует подпись: «Галла Плацидия со своим сыном Валентинианом III и Аэций» (с.48, рис.23). Соответственно, диптих датируется примерно 432г.
А, скажем, в книге М.Б.Щукина «Готский путь (готы, Рим и черняховская культура)» (СПб.: СПбГУ, филологический ф-т, 2004) это же изображение сопровождается надписью: «Диптих из слоновой кости с изображением Стилихона, его жены и сына из собора в Монце, Италия» (цв.вклейка 5.2). При этом М.Б.Щукин поясняет следующее:
«Считают, что диптих скорее всего мог быть изготовлен между 395 и 405 г. (Kiillerich, Tropp 1989), точнее, по поводу одного из трех назначений Стилихона консулом – или в 395-м, или в 400-м, или в 405-м. Отмечая подобные события, консулы обычно одаривали придворных такого рода изображениями.
Существует, правда, не лишенное некоторых оснований предположение, что изображен здесь не Стилихон, а Аэций в год консульства – 432-й (Bóna 1991, S.237-238). Возникающее расхождение в 30 лет может оказаться весьма существенным для хронологических расчетов всей системы хронологии. Но в таком случае становятся не совсем понятными фигуры женщины и мальчика на другой створке диптиха. Нам ничего не известно о семействе Аэция, его жены и дети, кажется, не принимали участия в политической жизни. Другое дело Стилихон, женатый на племяннице Феодосия Серене, а их сын Евхерий, как помним, был обручен с Галлой Плацидией. Появление таких персонажей на официальном документе – консулярном диптихе – было и закономерным, и необходимым. Поэтому я склоняюсь к версии со Стилихоном.» (с.328).
К сожалению, обнаружить в Сети тексты работ, на которые ссылается Щукин:
- Kiillerich, Tropp 1989 – Kiilerich B., Tropp H. Hic est: Hic Stilico. The Date and Intrepretation of a Notable Diptych // Jachrbuch des Deutschen Archäologische Instituts. Bd 104. 1989, и
- Bóna 1991 – Bóna I. Das Hunnen-Reich. Stuttgart, 1991,
мне не удалось, хотя библиография по гуннам часто упоминает последнее издание, в некоторых случаях местом издания: Budapest-Stuttgart.
При этом обнаружил, что на разных ресурсах изображенный на диптихе мужчина идентифицируется то как Аэций, то как Стилихон. Очевидно, именно мужчина является ключевой фигурой для идентификации, а женщина и мальчик следуют судьбе этого персонажа.
В связи с этим у меня вопрос к уважаемым форумчанам: что известно об аргументах как в пользу идентификации данного персонажа как Стилихона, так и, напротив, как Аэция?


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Новых ответов нет


Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 87
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет