On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение
Izosin
постоянный участник




ссылка на сообщение  Отправлено: 20.04.06 17:50. Заголовок: Арианство и православие римских императоров


Пока Форум временно не функционирует, решил пока что здесь изложить некоторые соображения, возникшие в связи с упомянутым перед крушением Форума вопросом о причинах обращения варварских племен именно в арианство в теме о роли христианства в судьбе Римской империи.
На Форуме я высказался в том смысле, что арианский вариант иерархической Троицы, с приоритетом Отца над Сыном был гораздо более понятен везеготам, остроготам, вандалам и пр.варварским народам, находившимся на момент обращения к христианству в стадии перехода от родоплеменной демократии к единоличной власти военного вождя, переросшей затем в королевскую.
Обратил внимание на то, что данный принцип, в-общем-то, прослеживается и у римских императоров. Действительно, Константин Великий, склонившийся к арианскому вероисповедания, не терпел рядом с собой равных ему правителей, однако назначал своих сыновей цезарями. Его сыновья, в свою очередь, не смогли сосуществовать в равном положении, перессорились, в результате остался один август – Констанций II, который, однако, назначил цезарями сначала Галла, затем Юлиана. Следующим был язычник Юлиан, который ни соправителя-августа, ни подчиненного-цезаря не назначил. Иовиан, исповедовавший ортодоксальное христианство, правда, несколько выбивается из строя, однако правил он всего полгода и тем не менее успел назначить консулом вместе с собой малолетнего сына Варрониана, то есть уже в чем-то уравнял его с собой, что позволяет предположить планировавшийся им дальнейший карьерный рост сына. Следующий император – Валентиниан, уже через месяц после воцарения назначил равного себе соправителя – своего брата Валента. При этом православный Валентиниан уже через три года в своей части Империи возвел в ранг августа своего сына Грациана, в то время как арианин Валент II ни соправителя-августа, ни цезаря себе не подназначил. После гибели Валента православный Грациан назначил своим соправителем Феодосия, который отказался от арианства в пользу православия и, в продолжение уже сложившейся традиции, вернул западную часть Империи Валентиниана II после разгрома Максима Магна. Затем Феодосий возвел в равный своему ранг августов своих сыновей Аркадия и Гонория, разделив между ними Империю. В последующем, как известно, Империей до 476г. управляли по двое равных друг другу императоров, исповедующих никейский символ веры.
Таким образом, можно заключить, что:
1. Императоры-ариане не терпели равных себе соправителей, однако, как правило, имели подчиненных им цезарей (как Бог-Сын подобен, но не равен Богу-Отцу).
2. Императоры-ортодоксы, как правило, назначали равных себе соправителей (как Бог-Сын равен Богу-Отцу).
3. Император-язычник (Юлиан) не имел ни равных, ни подчиненных соправителей.

Любопытен в этой связи эпизод, описанный Феодоритом Кирским (Церковная история, V, 16):

«… к нему (Феодосию) пришел дивный Амфилохий, о котором часто было упоминаемо, и ходатайствовал, чтобы из города были изгнаны сборища арианские. Царь эту просьбу счел довольно жестокою и не принял ее. Но мудрейший Амфилохий, не сказав тогда ни слова, выдумал потом достопамятную хитрость. Быв опять в царских палатах и увидев, что подле царя стоит сын его Аркадий, недавно провозглашенный также царем, по обычаю самого-то царя приветствовал, а относительно сына не выполнил приличных форм почтения. Царь, подумав, что Амфилохий забылся, приказал ему подойти и приветствовать Аркадия. Но тот отвечал, что достаточно чести, выраженной и ему самому. Когда же раздосадованный этим Феодосии бесчестие своего сына назвал оскорблением себя, мудрейший Амфилохии открыл наконец цель своего поступка и гласно сказал: "Видишь, Государь, как несносно для тебя бесчестие сына, как сильно гневаешься ты на оскорбляющих его: поверь же, что и Бог всяческих отвращается от тех, которые хулят Сына Его единородного, и ненавидит людей, оказавшихся неблагодарными к Спасителю и Благодетелю". Тогда царь все понял и, подивившись поступку и словам Амфилохия, тотчас написал указ, которым запрещалось еретикам делать собрания».


Спасибо: 0 
Профиль
Ответов - 462 , стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 All [только новые]


Felix
постоянный участник




ссылка на сообщение  Отправлено: 05.05.06 15:53. Заголовок: Re:


Sulpicius wrote:

 цитата:
И римляне могли быть не готовы к правлению варваров (или даже полуварваров), и сами варвары могли быть не готовы править Римом - все-таки на что Рицимер на Западе и Аспар на Востоке были всесильны, но не решались сами занять престол, сажали на него марионеток из местной аристократии.
Хотя, как мне кажется, они имели достаточно военной силы, чтобы не опасаться неприязни местного населения, не желавшего видеть своими императорами варваров.


Это может быть и так, а может их военная сила была все таки не так значима, пример Аспара победителя Денгизиха мне кажется весьма показательным.

Спасибо: 0 
Профиль
Felix
постоянный участник




ссылка на сообщение  Отправлено: 05.05.06 15:56. Заголовок: Re:


Sulpicius wrote:

 цитата:
Эх, для этого книгу Аммиана нужно перечитать, а на очереди - "Доктор Живаго2 в ожидании премьеры телесериала.

Может, недели через 1,5-2 вернемся к обсуждению личности Юлиана? Тема интереснейшая, с удовольствием продолжу обсуждение в ней.
Заранее спасибо за понимание.


Понимание в данном вопросе всецело расположенно к Вам уважаемый Сульпиций.


Спасибо: 0 
Профиль
Felix
постоянный участник




ссылка на сообщение  Отправлено: 05.05.06 16:09. Заголовок: Re:


Izosin wrote:

 цитата:
Есть такое американское кино - "Аттила", в котором Аэций и Теодорих были по очереди женаты на одной женщине, и потом не могли поделить дочь, которая сначала жила с Аэцием (и считала его отцом), но по требованию Теодориха за его участие в войне против Аттилы Аэций отдал дочь ему.
Мне показалось, что мотив женитьбы римлянина Аэция и везегота Теодориха на одной женщине был в чем-то скопирован с истории Галлы Плацидии, Атаульфа и Констанция.


Что Вы говорите неужто отдал дочь в обмен на участие в войне? Я этот фильм не видел.
Это http://www.kinopoisk.ru/level/1/id_film/89589/view_sinopsys/ok/ этот фильм или этот http://www.kinopoisk.ru/level/1/id_film/10214/
Но признаюсь Ваши слова меня заинтересовали. Надо посмотреть. Ксати как там с батальными сценами показали или "дым вдали" и серьезное лицо главного героя. Видимо Аттила в этом фильме разбил таки негодяя отдавшего свою дочь.
Где читал про Аэция не могу вспомнить вполне возможно в "Вокруг света" или где то еще. Непомню


Спасибо: 0 
Профиль
Felix
постоянный участник




ссылка на сообщение  Отправлено: 05.05.06 16:11. Заголовок: Re:


К вопросу о правлении Юлиана.
Я согласен с мнением Сульпиция о том, что он чувствовал время в котором живет и не был он "компирейтером" он был "криэйтером". Все умолкаю приберегу себя для специализированного топика.

Спасибо: 0 
Профиль
Izosin
постоянный участник




ссылка на сообщение  Отправлено: 05.05.06 16:18. Заголовок: Re:


Felix wrote:

 цитата:
Это http://www.kinopoisk.ru/level/1/id_film/89589/view_sinopsys/ok/ этот фильм или этот http://www.kinopoisk.ru/level/1/id_film/10214/


Тот, который по первой ссылке, 2001 года. Батальные сцены: насколько помню (смотрел-то уже давно) показана осада Аттилой какого-то города и собственно сама генеральная битва между гуннами и римлянами и готами (видимо, имелись в виду Каталаунские поля), но как-то немасштабно, без крупной массовки. Победили наши. (т.е.римляне и везеготы). Но Аэций всё же понёс наказание - его вскоре зарезал Валентиниан. Фильм мне, в-общем, понравился. Хотя, конечно, далеко не всё соответствует исторической истине, но выдумки в рамках разумного.

Спасибо: 0 
Профиль
Sulpicius



ссылка на сообщение  Отправлено: 06.05.06 00:03. Заголовок: Re:


Прочитал новые сообщения, уважаемые Изосин и Феликс, жаль, что нет возможности ответить на все Ваши сообщения.
Появилась у меня вот какая мысль - Восточная империя вполне могла выжить за счет того, что не просто приглашала вравраские войска, а инкорпорировала (иначе и не скажешь) варварскую аристократию в свою политико-социальную систему, причем на самом высоком уровне. Мне в этом контексте кажется показательным приближение Львом I к своему престолу исавра Зинона (все-таки чистого варвара, согласитесь) вплоть до выдачи за него замуж старшей дочери. В результате императорская власть смогла опереться на целый варварский народ. Род Ардабура и Аспара и род Дагалайфа и Ареобинда весьма показательны в этом плане, хотя и ступенькой ниже - но они все равно заняли самые верхние позиции в ранневизантийской аристократической иерархии.


Спасибо: 0 
Профиль
Izosin
постоянный участник




ссылка на сообщение  Отправлено: 06.05.06 00:28. Заголовок: Re:


На Западе ведь тоже были подобные браки - Рицимер женился на дочери императора Анфемия. Из более раннего: Стилихон (правда, его, наверное, нельзя назвать чистым варваром) был женат на двоюродной сестре Гонория Серене, а сам Гонорий - на его дочери Марии. Правда, ни Стилихон, ни Рицимер не были собственно предводителями варварских племен, и их авторитет связан скорее с их личными качествами. В этом отнношении от них не особо отличны и Констанций III, и Аэций, которые также умели находить общий язык с варварами и использовать их в своих интересах.

Спасибо: 0 
Профиль
Izosin
постоянный участник




ссылка на сообщение  Отправлено: 06.05.06 00:36. Заголовок: Re:


Izosin wrote:

 цитата:
Хотя, конечно, далеко не всё соответствует исторической истине, но выдумки в рамках разумного.


Сейчас еще раз просмотрел этот фильм - "Аттила - завоеватель". Обратил внимание, что при изображении Западной империи отсутствует хоть какой-нибудь намёк на христианство. Вполне себе языческий Рим, мельком показана даже оргиастическая сценка во дворце, более присущая правлению Калигулы. Когда действие происходит в Восточной империи, христианство слегка проскальзывает - поскольку там фигурирует Пульхерия. А вообще рекомендую посмотреть.

Спасибо: 0 
Профиль
Sulpicius



ссылка на сообщение  Отправлено: 06.05.06 00:38. Заголовок: Re:


По результатам ознакомления с историей римской аристократии того времени могу сделать вывод, что на Востоке эти брачно-семейные связи были прочнее, нежели на Западе. Такое впечатление, что константинопольские императоры проводили политику "дружественного поглощения" варварской знати. Рицимер женился на Евфимии Анфимиевне, а потом способствовал смерти своего тестя. Это дает мне основания предполагать, что брак был сугубо политическим по расчетам. А вот брак Зенона с Ариадной явно был частью политики Льва I, сознательно направленной на то, чтобы народ (или племя) исавров стало частью Византии.
Мудрая политика, к слову.
Западные римляне кажутся мне более гордыми, поскольку дистанцирование между сугубо римской и варварской знатью всегда имелось, а с течением времени токмо усиливалось. При Империи эти 2 аристократии особенно не роднились и держались порознь; кроме того, варвары вроде бы не занимали гражданских должностей, только военные. В королевстве остоготов эти 2 элиты уже не просто дистанцировались друг от друга, а вступили в противостояние, при Теодорихе скрытое, после его смерти - явное. В этом обстоятельстве вижу одну из причин развала королевства остготов.

Спасибо: 0 
Профиль
Sulpicius



ссылка на сообщение  Отправлено: 06.05.06 00:41. Заголовок: Re:


Izosin wrote:

 цитата:
Из более раннего: Стилихон (правда, его, наверное, нельзя назвать чистым варваром) был женат на двоюродной сестре Гонория Серене, а сам Гонорий - на его дочери Марии.

Это - часть браков внутри Дома Феодосия Великого. ПО моем представлению, Марию и Терманцию скорее можно рассматривать как дочерей Серены, нежели Стилихона, в смысле - большее значение имело то, что это дочери Серены.
Хотя цинизм ситуации поражал меня всегда - насколько же был безволен (абсолютно безволен) имп. Гонорий, если позволил убить своих тестя, тещу и шурина, и все это (вроде бы) во время брака на 2-й дочери Стилихона и Серены.

Спасибо: 0 
Профиль
Izosin
постоянный участник




ссылка на сообщение  Отправлено: 06.05.06 00:46. Заголовок: Re:


Sulpicius wrote:

 цитата:
на Востоке эти брачно-семейные связи были прочнее, нежели на Западе.


Да, похоже что именно так, и, видимо, именно по тем причинам, которые Вы указываете.

Спасибо: 0 
Профиль
Izosin
постоянный участник




ссылка на сообщение  Отправлено: 06.05.06 00:50. Заголовок: Re:


Sulpicius wrote:

 цитата:
варвары вроде бы не занимали гражданских должностей, только военные.


Можно ли отнести к гражданским должность консула? Рицимер был им в 459г. Я понимаю, что это более чем синекура, но ведь почётно - исконно римская должность.

Спасибо: 0 
Профиль
Izosin
постоянный участник




ссылка на сообщение  Отправлено: 06.05.06 00:51. Заголовок: Re:


Sulpicius wrote:

 цитата:
насколько же был безволен (абсолютно безволен) имп. Гонорий


Птицевод.

Спасибо: 0 
Профиль
Sulpicius



ссылка на сообщение  Отправлено: 06.05.06 06:53. Заголовок: Re:


Izosin wrote:

 цитата:
Можно ли отнести к гражданским должность консула?

Нет, полностью согласен с Вами, уважаемый Изосин, что это не более чем синекура. Под гражданскими должностями имел в виду прежде всего префектов претория Италии, Иллирика, Галлии, наместников провинций, префектов Рима.

Спасибо: 0 
Профиль
Izosin
постоянный участник




ссылка на сообщение  Отправлено: 06.05.06 10:53. Заголовок: Re:


Юмористическое отступление: забавно, что Фоменко-Носовский отождествляют Рицимера с имп.Коммодом.

Спасибо: 0 
Профиль
Ответов - 462 , стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 All [только новые]
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 22
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет