Автор | Сообщение |
Izosin
|
| постоянный участник
|
|
|
Отправлено: 20.04.06 17:50. Заголовок: Арианство и православие римских императоров
Пока Форум временно не функционирует, решил пока что здесь изложить некоторые соображения, возникшие в связи с упомянутым перед крушением Форума вопросом о причинах обращения варварских племен именно в арианство в теме о роли христианства в судьбе Римской империи. На Форуме я высказался в том смысле, что арианский вариант иерархической Троицы, с приоритетом Отца над Сыном был гораздо более понятен везеготам, остроготам, вандалам и пр.варварским народам, находившимся на момент обращения к христианству в стадии перехода от родоплеменной демократии к единоличной власти военного вождя, переросшей затем в королевскую. Обратил внимание на то, что данный принцип, в-общем-то, прослеживается и у римских императоров. Действительно, Константин Великий, склонившийся к арианскому вероисповедания, не терпел рядом с собой равных ему правителей, однако назначал своих сыновей цезарями. Его сыновья, в свою очередь, не смогли сосуществовать в равном положении, перессорились, в результате остался один август – Констанций II, который, однако, назначил цезарями сначала Галла, затем Юлиана. Следующим был язычник Юлиан, который ни соправителя-августа, ни подчиненного-цезаря не назначил. Иовиан, исповедовавший ортодоксальное христианство, правда, несколько выбивается из строя, однако правил он всего полгода и тем не менее успел назначить консулом вместе с собой малолетнего сына Варрониана, то есть уже в чем-то уравнял его с собой, что позволяет предположить планировавшийся им дальнейший карьерный рост сына. Следующий император – Валентиниан, уже через месяц после воцарения назначил равного себе соправителя – своего брата Валента. При этом православный Валентиниан уже через три года в своей части Империи возвел в ранг августа своего сына Грациана, в то время как арианин Валент II ни соправителя-августа, ни цезаря себе не подназначил. После гибели Валента православный Грациан назначил своим соправителем Феодосия, который отказался от арианства в пользу православия и, в продолжение уже сложившейся традиции, вернул западную часть Империи Валентиниана II после разгрома Максима Магна. Затем Феодосий возвел в равный своему ранг августов своих сыновей Аркадия и Гонория, разделив между ними Империю. В последующем, как известно, Империей до 476г. управляли по двое равных друг другу императоров, исповедующих никейский символ веры. Таким образом, можно заключить, что: 1. Императоры-ариане не терпели равных себе соправителей, однако, как правило, имели подчиненных им цезарей (как Бог-Сын подобен, но не равен Богу-Отцу). 2. Императоры-ортодоксы, как правило, назначали равных себе соправителей (как Бог-Сын равен Богу-Отцу). 3. Император-язычник (Юлиан) не имел ни равных, ни подчиненных соправителей. Любопытен в этой связи эпизод, описанный Феодоритом Кирским (Церковная история, V, 16): «… к нему (Феодосию) пришел дивный Амфилохий, о котором часто было упоминаемо, и ходатайствовал, чтобы из города были изгнаны сборища арианские. Царь эту просьбу счел довольно жестокою и не принял ее. Но мудрейший Амфилохий, не сказав тогда ни слова, выдумал потом достопамятную хитрость. Быв опять в царских палатах и увидев, что подле царя стоит сын его Аркадий, недавно провозглашенный также царем, по обычаю самого-то царя приветствовал, а относительно сына не выполнил приличных форм почтения. Царь, подумав, что Амфилохий забылся, приказал ему подойти и приветствовать Аркадия. Но тот отвечал, что достаточно чести, выраженной и ему самому. Когда же раздосадованный этим Феодосии бесчестие своего сына назвал оскорблением себя, мудрейший Амфилохии открыл наконец цель своего поступка и гласно сказал: "Видишь, Государь, как несносно для тебя бесчестие сына, как сильно гневаешься ты на оскорбляющих его: поверь же, что и Бог всяческих отвращается от тех, которые хулят Сына Его единородного, и ненавидит людей, оказавшихся неблагодарными к Спасителю и Благодетелю". Тогда царь все понял и, подивившись поступку и словам Амфилохия, тотчас написал указ, которым запрещалось еретикам делать собрания».
| |
|
Ответов - 462
, стр:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
All
[только новые]
|
|
|
Отправлено: 08.05.06 23:22. Заголовок: Re:
Меня удивляет не то, что такое положение складывалось, а то, что сами римляне такое положение терпели.
| |
|
Izosin
|
| постоянный участник
|
|
|
Отправлено: 08.05.06 23:39. Заголовок: Re:
Sulpicius wrote: цитата: | Прошу меня извинить, уважаемый Изосин, но не понял, к чему Вы привели этот отрывок. Хлодвиг был далеко не первым варваром, ставшим консулом и даже императором. |
| Но Хлодвиг не состоял на службе у Империи. А привел я этот отрывок вот почему: эпизод с назначением Хлодвига консулом и уж тем более августом, скорее всего, является вымыслом. Такой вымысел со стороны римлянина (точнее, галло-римлянина) Григория Флоренция, епископа Турского, свидетельствует, на мой взгляд, о том, что в этот период (507г.) римлянину всё же было не так просто признать себя подданным просто варварского короля - нет, ему хочется быть подданным пусть и варварского короля, но консула и августа. Так сказать, ностальгия по империи.
| |
|
Izosin
|
| постоянный участник
|
|
|
Отправлено: 08.05.06 23:42. Заголовок: Re:
Sulpicius wrote: цитата: | Однако разница между ними в том, что Траян происходил из уже основательно романизированной провинции, а потому был римлянином не только по гражданству, но и по культуре. |
| Тогда получается, что принадлежность к римской культуре всё же имеет значение для определения варварства.
| |
|
|
Отправлено: 08.05.06 23:42. Заголовок: Re:
Ну, Григорию, равно как и его галло-римским родственникам и друзьям, в любом случае пришлось смириться с тем, что Рима больше нет, а есть варварский фарнкский король и его власть над всей Галлией. Согласитесь, уважаемый Изосин, что в V веке варварство уже почти утратило значение - поскольку римлян почти не осталось.
| |
|
|
Отправлено: 08.05.06 23:44. Заголовок: Re:
Izosin wrote: цитата: | Sulpicius wrote: цитата: Однако разница между ними в том, что Траян происходил из уже основательно романизированной провинции, а потому был римлянином не только по гражданству, но и по культуре. Тогда получается, что принадлежность к римской культуре всё же имеет значение для определения варварства. |
|
Должен уточнить свое мнение: в Иберии население было уже настолько романизировано, что просто культура сама по себе не имела определяющего значения.
| |
|
Izosin
|
| постоянный участник
|
|
|
Отправлено: 08.05.06 23:58. Заголовок: Re:
Sulpicius wrote: цитата: | Ну, Григорию, равно как и его галло-римским родственникам и друзьям, в любом случае пришлось смириться с тем, что Рима больше нет, а есть варварский фарнкский король и его власть над всей Галлией. |
| Мне кажется, что в глубине души римляне всё же не считали себя ровней варварам, по крайней мере во времена Григория Турского. Но это исключительно моё личное мнение. цитата: | Согласитесь, уважаемый Изосин, что в V веке варварство уже почти утратило значение - поскольку римлян почти не осталось. |
| Я полагаю, что после падения Западной империи отличия римлян от варваров сохранялись еще как минимум несколько поколений. Например, в варварских правдах (например, салической, рипуарской, бургундской) установлены разные размеры вергельда за убийство римлянина и франка (или бургунда) - римлянин "стоил" дешевле, если он не священник или епископ. Да и священники в подавляющем большинстве (а епископы практически исключительно) были римлянами - то есть основания для отличий от варваров сохранялись. Вопрос лишь, когда эти различия исчезли окончательно?
| |
|
|
Отправлено: 09.05.06 00:05. Заголовок: Re:
Izosin wrote: цитата: | Мне кажется, что в глубине души римляне всё же не считали себя ровней варварам, по крайней мере во времена Григория Турского. Но это исключительно моё личное мнение. |
|
А готов полностью присоединиться к этому Вашему мнению, наверняка римлянам (галло-римлянам) было предельно неприятно и огорчительно находиться под властью варваров - но изменить они все равно неичего не могли. И потом - подразделение на римлян и варваров было значимо для самого Рима, а для варваров не имело никакого принципиального значения. Izosin wrote: цитата: | Да и священники в подавляющем большинстве (а епископы практически исключительно) были римлянами - то есть основания для отличий от варваров сохранялись. |
|
Вот этот вопрос занимал меня ка краз в связи с прочтением "Истории франков" Григория Турского. Искал там данные о галло-римской аристократии - и с огорчением обнаружил, что большинство представителей галло-римских аристократических семейств были священнослужителями, а потому оставались бессемейными, что напрямую вело к пресению римских родов и полному замещению их варварами. Izosin wrote: цитата: | Вопрос лишь, когда эти различия исчезли окончательно? |
|
У меня складывалось впечатление, что эти различия растаяли быстро, может быть, уже при сыновьях Хлодвига. В любом случае галло-римское население не было уничтожено, но как-то растворилось в варварской массе.
| |
|
Izosin
|
| постоянный участник
|
|
|
Отправлено: 09.05.06 00:06. Заголовок: Re:
Sulpicius wrote: цитата: | Должен уточнить свое мнение: в Иберии население было уже настолько романизировано, что просто культура сама по себе не имела определяющего значения. |
| Тогда уж в Испании.
| |
|
|
Отправлено: 09.05.06 10:15. Заголовок: Re:
цитата: | Однако разница между ними в том, что Траян происходил из уже основательно романизированной провинции, а потому был римлянином не только по гражданству, но и по культуре. Александр же происходил из туземной знати, относящейся к Риму сугубо формально, токмо наличием у них статуса римских граждан и романизированного имени. По своей культуре, по образу жизни, по образу мышления это действительно было семейство сирийских принцев - пишу так потому, что его мать, тетку, бабку и двоюродную бабку справедливо называли сирийскими принцессами. Траян же был истинным римлянином. |
| Вообще говоря, между завоеванием Испании и приходом к власти Траяна прошло примерно столько же времени, сколько между завоеванием Сирии и приходом к власти Александра Севера. Другой вопрос - что восточные провинции действительно не латинизировались, а эллинизировались. Однако и эллинская культура не воспринималась римлянами как варварская. Причем процесс эллинизации Сирии начался задолго до ее завоевания Римом... Что же касается культуры, в которой был воспитан лично Александр Север, то "Александр, матерью которого была Маммея – так говорит большинство, с раннего детства хорошо усвоивший полезные для гражданина и воина навыки, не пропускал, поскольку это зависело от него, ни одного дня, чтобы не упражняться в науках или в военном деле. (2) В раннем детстве у него были: учителя грамоты8 – Валерий Корд, Тит Ветурий и вольноотпущенник его отца Аврелий Филипп, который впоследствии описал его жизнь; (3) на родине – греческий грамматик Негон, ритор Серапион, философ Стилион; в Риме – грамматик, знаменитый ученый Скаврин, сын Скаврина, риторы Юлий Фронтин, Бебий Макриан и Юлий Граниан9, чьи школьные речи передаются и теперь" (Элий Лампридий). цитата: | Меня удивляет не то, что такое положение складывалось, а то, что сами римляне такое положение терпели. |
| А может быть, они не терпели? Может быть, они не воспринимали Александра Севера (например) как варвара?
| |
|
|
Отправлено: 09.05.06 10:28. Заголовок: Re:
Начну с конца. Aelia wrote: цитата: | А может быть, они не терпели? Может быть, они не воспринимали Александра Севера (например) как варвара? |
|
Сложно сказать. Меня всегда удивляло то равнодушие, с которым римляне воспринимали правление преемников Септимия Севера и Каракаллы. Все-таки беспредельно разнузданное поведение Элагабала было обусловлено его происхождением и политическим статусом восточного жреца - возможно, именно эти обстоятельства побудили широкие массы римлян свергнуть его. В то же время правление Александра на контрасте с его двоюродным братом могло изначально восприниматься в положительном свете. Скажу так - Александр был неримлянином в значительно большей степени, нежели Траян.
| |
|
Felix
|
| постоянный участник
|
|
|
Отправлено: 09.05.06 11:52. Заголовок: Re:
Извините за позднее встоупление, испытываю хронические проблемы с Интернетом. Еще несколько слов про фильм за Аттилу: Очень поразил факт, что на щитах легионеров отсутствует монограмма Христа в V веке это удивительно. Тему оружия и доспехов оставляю без комментариев. Бюджет-с. Но вот почему пилум использовался как колющие оружие исключительно это странно. И вообще легионеры выглядели як в II-III веках, а не как в показываемый период. Но ладно это придирки. Зато актеры выглядели замечательно. Изосин Вы правы. А уж валентиниан просто отморозок чистый псих. Аэций и Теодарих выглядели как живые, правда Пульхерия на мой взгляд несколько странноватая. А вот Аттила и правда не дикарь, а антилегент какой то, считаю тему Аттилы не раскрыли.
| |
|
|
Felix
|
| постоянный участник
|
|
|
Отправлено: 09.05.06 12:20. Заголовок: Re:
Sulpicius wrote: цитата: | Сразу напишу: этот момент меня так сразил, что тут же начал думать - каким образом вроде бы римская матрона Базилина происходила от варваров? То есть - варварское происхождение всего Дома Констанция Хлора даже не всплыло в памяти. |
| Приминительно к Юлиану я хотел просто сказать, что он считал, что не может постичь всей эллинской культуры (это контекст письма), т.к. в его жилах текла какая то часть варварской крови. Но его самокретичность все таки исключение а не правило. И если я ввел уважаемых собеседников нечетко выраженной мыслью, то прошу извинить. Конечно он не варвар.Sulpicius wrote: цитата: | Ну почему же? Есть мнение (если не ошибаюсь), что Септимий Север мог быть чернокожим африканцем (если правильно запомнил этот момент), но его же вроде бы не относят к варварам. |
| Это как раз о чем я говорил, по вопросу жителей африканских провинций.Sulpicius wrote: цитата: | Понятие гражданства весьма и весьма условно. Те же исавры - они относились к гражданам Римской империи? Те же готы, поселившиеся на территории Рима - варвары или неварвары?Felix wrote: |
| Исавры не варвары в чистом виде. Уважаемый Сульпиций позвольте подытожить все вышесказанное. Жители Исаврии, Африки, Сирии, Месопотомии входящих в состав империи - это все не варвары. А вот готы, даже поселенные на территории империи - варвары. Можно сказать это очень странно, но факт остается фактом. Готы варвары априоре всегда, исавры варвары по образу жизни.
| |
|
Felix
|
| постоянный участник
|
|
|
Отправлено: 09.05.06 12:26. Заголовок: Re:
Izosin wrote: цитата: | Но ведь Клавдий II не был германцем, он происходил, вроде бы, из провинции Верхняя Мёзия, а прозвище Готского получил за победы над готами. Разве нет? |
| Не был. Прозвище получил за победу над готами тоже все так. Если по кому он и варвар, то по Констанцию Хлору, хотя если я не путаю он был из Иллирика. Выше я уже писал, что варварство Юлиана я вспомнил приминительно к определению. Так что не гневайтесь никого не хотел ввести в смущение.
| |
|
Izosin
|
| постоянный участник
|
|
|
Отправлено: 09.05.06 12:41. Заголовок: Re:
Felix wrote: цитата: | Очень поразил факт, что на щитах легионеров отсутствует монограмма Христа в V веке это удивительно. |
| Действительно, лабарум отсутствует. Вообще, так я уже заметил выше, когда в фильме действие происходит в Западной империи, христианство вообще не упоминается, за исключением единственного случая, когда Аэций, склоняя Теодориха к союзу против Аттилы, приводит в качестве аргумента, что они (Аэций и Теодорих) оба одной веры - христиане.Felix wrote: цитата: | Но вот почему пилум использовался как колющие оружие исключительно это странно. |
| Кажется, за весь фильм пилумы ни разу не метнули, хотя благоприятные для этого ситуации имелись неоднократно. Вообще же Вы правильно заметили, что показанные в фильме римские войска соответствуют гораздо более раннему периоду. Как кажется, в Vв. римляне достаточно широко применяли тяжелую кавалерию и конных лучников, чего в фильме нет.
| |
|
garry
|
| постоянный участник
|
|
|
Отправлено: 09.05.06 12:53. Заголовок: Re:
Да, тоже присоединяюсь к теплым словам о фильме Атилла. Редкий фильм, в котором достаточно уважительно отнеслись к историческому материалу. Валентиниан и правда похож на психа, а Аэций и Теодорих вполне реалистичны. Я вот хотел уточнить у вас некоторые важные моменты про Аэция и битву при Каталаунских полях. Аэций, насколько я помню, был наполовину германец, наполовину римлянин. Если да, то из какого племени германцев был "последний римлянин"? И про битву. Знаю, что в ней с римской стороны участвовали римляне и готы, за гуннов сражались аланы. А какие ещё народы приняли участие в битве с каждой из сторон, знаю, что их было несколько?
| |
|
Ответов - 462
, стр:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
All
[только новые]
|
|
|