On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение
Izosin
постоянный участник




ссылка на сообщение  Отправлено: 20.04.06 17:50. Заголовок: Арианство и православие римских императоров


Пока Форум временно не функционирует, решил пока что здесь изложить некоторые соображения, возникшие в связи с упомянутым перед крушением Форума вопросом о причинах обращения варварских племен именно в арианство в теме о роли христианства в судьбе Римской империи.
На Форуме я высказался в том смысле, что арианский вариант иерархической Троицы, с приоритетом Отца над Сыном был гораздо более понятен везеготам, остроготам, вандалам и пр.варварским народам, находившимся на момент обращения к христианству в стадии перехода от родоплеменной демократии к единоличной власти военного вождя, переросшей затем в королевскую.
Обратил внимание на то, что данный принцип, в-общем-то, прослеживается и у римских императоров. Действительно, Константин Великий, склонившийся к арианскому вероисповедания, не терпел рядом с собой равных ему правителей, однако назначал своих сыновей цезарями. Его сыновья, в свою очередь, не смогли сосуществовать в равном положении, перессорились, в результате остался один август – Констанций II, который, однако, назначил цезарями сначала Галла, затем Юлиана. Следующим был язычник Юлиан, который ни соправителя-августа, ни подчиненного-цезаря не назначил. Иовиан, исповедовавший ортодоксальное христианство, правда, несколько выбивается из строя, однако правил он всего полгода и тем не менее успел назначить консулом вместе с собой малолетнего сына Варрониана, то есть уже в чем-то уравнял его с собой, что позволяет предположить планировавшийся им дальнейший карьерный рост сына. Следующий император – Валентиниан, уже через месяц после воцарения назначил равного себе соправителя – своего брата Валента. При этом православный Валентиниан уже через три года в своей части Империи возвел в ранг августа своего сына Грациана, в то время как арианин Валент II ни соправителя-августа, ни цезаря себе не подназначил. После гибели Валента православный Грациан назначил своим соправителем Феодосия, который отказался от арианства в пользу православия и, в продолжение уже сложившейся традиции, вернул западную часть Империи Валентиниана II после разгрома Максима Магна. Затем Феодосий возвел в равный своему ранг августов своих сыновей Аркадия и Гонория, разделив между ними Империю. В последующем, как известно, Империей до 476г. управляли по двое равных друг другу императоров, исповедующих никейский символ веры.
Таким образом, можно заключить, что:
1. Императоры-ариане не терпели равных себе соправителей, однако, как правило, имели подчиненных им цезарей (как Бог-Сын подобен, но не равен Богу-Отцу).
2. Императоры-ортодоксы, как правило, назначали равных себе соправителей (как Бог-Сын равен Богу-Отцу).
3. Император-язычник (Юлиан) не имел ни равных, ни подчиненных соправителей.

Любопытен в этой связи эпизод, описанный Феодоритом Кирским (Церковная история, V, 16):

«… к нему (Феодосию) пришел дивный Амфилохий, о котором часто было упоминаемо, и ходатайствовал, чтобы из города были изгнаны сборища арианские. Царь эту просьбу счел довольно жестокою и не принял ее. Но мудрейший Амфилохий, не сказав тогда ни слова, выдумал потом достопамятную хитрость. Быв опять в царских палатах и увидев, что подле царя стоит сын его Аркадий, недавно провозглашенный также царем, по обычаю самого-то царя приветствовал, а относительно сына не выполнил приличных форм почтения. Царь, подумав, что Амфилохий забылся, приказал ему подойти и приветствовать Аркадия. Но тот отвечал, что достаточно чести, выраженной и ему самому. Когда же раздосадованный этим Феодосии бесчестие своего сына назвал оскорблением себя, мудрейший Амфилохии открыл наконец цель своего поступка и гласно сказал: "Видишь, Государь, как несносно для тебя бесчестие сына, как сильно гневаешься ты на оскорбляющих его: поверь же, что и Бог всяческих отвращается от тех, которые хулят Сына Его единородного, и ненавидит людей, оказавшихся неблагодарными к Спасителю и Благодетелю". Тогда царь все понял и, подивившись поступку и словам Амфилохия, тотчас написал указ, которым запрещалось еретикам делать собрания».


Спасибо: 0 
Профиль
Ответов - 462 , стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 All [только новые]


Aurelius
постоянный участник


ссылка на сообщение  Отправлено: 10.06.06 22:23. Заголовок: Re:


Izosin пишет:

 цитата:
Да и византийцы воевали достаточно вяло. Если правильно помню, экзарх заперся в Равенне и взывал к метрополии о помощи. Впрочем, и лангобарды после Альбоина воевали как-то неуверенно. Вообще эта война после первого натиска представляется какой-то безалаберной.

А еще у меня есть впечатление того, что в Италии того времени хватало места все - и Риму, и Византии, и лангобардам.

Izosin пишет:

 цитата:
Мне почему то кажется, уважаемый Сульпиций, что папы ощущали это разделение более остро.

Ощущали - или хотели ощущать?

Izosin пишет:

 цитата:
Поэтому изначально римский епископ не был подданным восточного императора.

Вот это как раз довод в пользу того, что Империя тогда была действительно единой.

Спасибо: 0 
Профиль
Izosin
постоянный участник




ссылка на сообщение  Отправлено: 10.06.06 22:28. Заголовок: Re:


Aurelius пишет:

 цитата:
А еще у меня есть впечатление того, что в Италии того времени хватало места все - и Риму, и Византии, и лангобардам.


Демографический кризис?
Aurelius пишет:

 цитата:
Izosin пишет:

цитата:
Поэтому изначально римский епископ не был подданным восточного императора.


Вот это как раз довод в пользу того, что Империя тогда была действительно единой.


Как раз наоборот - ведь он был подданным западного императора.

Спасибо: 0 
Профиль
Aurelius
постоянный участник


ссылка на сообщение  Отправлено: 10.06.06 22:31. Заголовок: Re:


Izosin пишет:

 цитата:
Демографический кризис?

Да, в сочетании с экономическим запустением - у меня складывается впечатление, что Италия просто обезлюдела.

Izosin пишет:

 цитата:
Как раз наоборот - ведь он был подданным западного императора.

А кто мог считаться западным императором?

Спасибо: 0 
Профиль
Izosin
постоянный участник




ссылка на сообщение  Отправлено: 10.06.06 22:43. Заголовок: Re:


Aurelius пишет:

 цитата:
Izosin пишет:

цитата:
Мне почему то кажется, уважаемый Сульпиций, что папы ощущали это разделение более остро.


Ощущали - или хотели ощущать?


(Если Вы уже прочитали мою первонанчальную реплику на этот Ваш комментарий - считайте ее аннулированной (я ее стер), так как я сначала не вполне верно Вас понял).
Мне кажется, что не только у пап, но и у остального населения Италии, в отличие от восточных провинций, была возможность ощутить разницу между правлением остроготов и императора, и не в пользу последнего. Правда, надо отметить, что лангобарды были более дики и жестоки, чем остроготы. Рассказы Павла Виннефрида о семейных разборках лангобардской знати это ярко иллюстрируют. Теодорих в сравнении с Альбоином просто гуманист.
Впрочем, лангобарды пришли в Италию именно как открытые захватчики и оккупанты, в отличие от предыдущих вторгавшихся варваров, которые всё же прикрывались какими-то формальными отношениями с Империей, как федераты и т.п. (кроме, может быть, Гейзериха? Впрочем, поход Гейзериха не был полноценным вторжением, скорее просто разбойничий набег, хотя и оставивший большую память в истории).
Если не ошибаюсь, лангобарды, в отличие от остроготов, не ограничивались частью, а конфисковывали всю земельную собственность римлян, а их самих продавали в рабство, невзирая на знатность. Видимо, это следует объяснить тем, что лангобарды находились на более ранней стадии родового строя, чем остроготы.

Спасибо: 0 
Профиль
Izosin
постоянный участник




ссылка на сообщение  Отправлено: 10.06.06 22:49. Заголовок: Re:


Izosin пишет:

 цитата:
Aurelius пишет:

цитата:
Izosin пишет:

цитата:
Поэтому изначально римский епископ не был подданным восточного императора.


Вот это как раз довод в пользу того, что Империя тогда была действительно единой.



Как раз наоборот - ведь он был подданным западного императора.


Aurelius пишет:

 цитата:
А кто мог считаться западным императором?


Видимо, имело место взаимонепонимание.
Я имел в виду изначально - с момента раздела Империи, когда имелись и восточный, и западный императоры. С этого момента римский епископ считал себя подданым не восточного, а западного императора.

Спасибо: 0 
Профиль
Aurelius
постоянный участник


ссылка на сообщение  Отправлено: 10.06.06 22:55. Заголовок: Re:


Izosin пишет:

 цитата:
Если не ошибаюсь, лангобарды, в отличие от остроготов, не ограничивались частью, а конфисковывали всю земельную собственность римлян, а их самих продавали в рабство, невзирая на знатность.

Вот меня и удивило неприятно то, что несколько раз упоминается жестокое разорение римлян.

Izosin пишет:

 цитата:
Мне кажется, что не только у пап, но и у остального населения Италии, в отличие от восточных провинций, была возможность ощутить разницу между правлением остроготов и императора, и не в пользу последнего.

Поразительно то, какими недалекими оказались византийцы, совершенно не учитывая настроения в Италии и предыдущие десятилетия ее истории.
Поразительная близорукость.

Izosin пишет:

 цитата:
Рассказы Павла Виннефрида о семейных разборках лангобардской знати это ярко иллюстрируют. Теодорих в сравнении с Альбоином просто гуманист.

Ну, знаете, франки тоже не слишком хорошо смотрятся, да и вандалы с вестготами - тоже.

Izosin пишет:

 цитата:
Я имел в виду изначально - с момента раздела Империи, когда имелись и восточный, и западный императоры. С этого момента римский епископ считал себя подданым не восточного, а западного императора.

Хорошо, а как быть, скажем, с 600-м годом? Есть один единственный император, у римского епископа нет выбора - он должен быть подданным этого единственного императора.

Спасибо: 0 
Профиль
Izosin
постоянный участник




ссылка на сообщение  Отправлено: 10.06.06 23:01. Заголовок: Re:


Aurelius пишет:

 цитата:
Izosin пишет:

цитата:
Я имел в виду изначально - с момента раздела Империи, когда имелись и восточный, и западный императоры. С этого момента римский епископ считал себя подданым не восточного, а западного императора.


Хорошо, а как быть, скажем, с 600-м годом? Есть один единственный император, у римского епископа нет выбора - он должен быть подданным этого единственного императора.


Может быть, и должен, но не хочется.
Не знаю, возможно, я ошибаюсь, но, кажется, папы формально считались поддаными восточного императора до коронации Карла в 800г. Правда, не уверен.

Спасибо: 0 
Профиль
Izosin
постоянный участник




ссылка на сообщение  Отправлено: 10.06.06 23:06. Заголовок: Re:


Aurelius пишет:

 цитата:
Ну, знаете, франки тоже не слишком хорошо смотрятся, да и вандалы с вестготами - тоже.


Варвары, конечно, что с них взять. Но до лангобардов всё же им далеко: никто, наверное, не догадался заставить жену пить вино из черепа отца. Разве что Гейзериха можнно сравнить (нос и уши дочери Теодориха).

Спасибо: 0 
Профиль
Aurelius
постоянный участник


ссылка на сообщение  Отправлено: 10.06.06 23:08. Заголовок: Re:


Izosin пишет:

 цитата:
Но до лангобардов всё же им далеко: никто, наверное, не догадался заставить жену пить вино из черепа отца. Разве что Гейзериха можнно сравнить (нос и уши дочери Теодориха).

Вот именно этот пример и имел в виду! А еще - то, что Хлодвиг (вроде бы) сжег своего сына со всей его семьей.
Не говоря уж о борьбе между семьями Брунгильды и ее соперницы.

Спасибо: 0 
Профиль
Izosin
постоянный участник




ссылка на сообщение  Отправлено: 10.06.06 23:31. Заголовок: Re:


Aurelius пишет:

 цитата:
Вот именно этот пример и имел в виду! А еще - то, что Хлодвиг (вроде бы) сжег своего сына со всей его семьей.
Не говоря уж о борьбе между семьями Брунгильды и ее соперницы.


Франки (да и остальные) в начале своего выхода на историческую сцену тоже, конечно, были диковаты. Но к моменту вторжения лангобардов уже более-менее пообтесались. Впрочем, как лангобарды позже. Вот оно - облагораживающее влияние цивилизации.
Правда, в позднем средневековье произошел рецидив: инквизиция, борьба с ведьмами, гонения на науку и всё такое. Вряд ли даже лангобарды сожгли бы Джордано Бруно.


Спасибо: 0 
Профиль
Aurelius
постоянный участник


ссылка на сообщение  Отправлено: 10.06.06 23:41. Заголовок: Re:


Невероятно - все эти варвары громили Рим и всячески его рушили, реально и морально, а потом сами подпадали под несвергаемое влияние римской цивилизации.

Спасибо: 0 
Профиль
Izosin
постоянный участник




ссылка на сообщение  Отправлено: 10.06.06 23:47. Заголовок: Re:


Aurelius пишет:

 цитата:
Невероятно - все эти варвары громили Рим и всячески его рушили, реально и морально, а потом сами подпадали под несвергаемое влияние римской цивилизации.


Интересно, а можно ли сказать то же о турках, добивших Византию?

Спасибо: 0 
Профиль
Aurelius
постоянный участник


ссылка на сообщение  Отправлено: 10.06.06 23:55. Заголовок: Re:


Думаю, нет. Все-таки варвары V-VI веков в итоге оказались христианами и восприняли христианскую культуру, а турки были мусумальнами и христианскую культуру Византи уничтожили.

Спасибо: 0 
Профиль
Izosin
постоянный участник




ссылка на сообщение  Отправлено: 11.06.06 00:04. Заголовок: Re:


Так может быть, в случае с европейскими варварами окультуривающую роль сыграла не римская цивилизация, а римская религия? Впрочем, религия элемент цивилизации.
А вот на арабов что-то плохо подействовало. Наверное потому, что до Мухаммеда они ничего не завоевали у римлян.

Спасибо: 0 
Профиль
Aurelius
постоянный участник


ссылка на сообщение  Отправлено: 11.06.06 23:27. Заголовок: Re:


Izosin пишет:

 цитата:
Так может быть, в случае с европейскими варварами окультуривающую роль сыграла не римская цивилизация, а римская религия?

Думаю, первичным (или как минимум одновременным) было воздействие римских общественных институтов. Те же лангобарды пример этого, поскольку их язычество некоторое время сохранялось и после завоевания.

Спасибо: 0 
Профиль
Ответов - 462 , стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 All [только новые]
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 3
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет