Автор | Сообщение |
Izosin
|
| постоянный участник
|
|
|
Отправлено: 20.04.06 17:50. Заголовок: Арианство и православие римских императоров
Пока Форум временно не функционирует, решил пока что здесь изложить некоторые соображения, возникшие в связи с упомянутым перед крушением Форума вопросом о причинах обращения варварских племен именно в арианство в теме о роли христианства в судьбе Римской империи. На Форуме я высказался в том смысле, что арианский вариант иерархической Троицы, с приоритетом Отца над Сыном был гораздо более понятен везеготам, остроготам, вандалам и пр.варварским народам, находившимся на момент обращения к христианству в стадии перехода от родоплеменной демократии к единоличной власти военного вождя, переросшей затем в королевскую. Обратил внимание на то, что данный принцип, в-общем-то, прослеживается и у римских императоров. Действительно, Константин Великий, склонившийся к арианскому вероисповедания, не терпел рядом с собой равных ему правителей, однако назначал своих сыновей цезарями. Его сыновья, в свою очередь, не смогли сосуществовать в равном положении, перессорились, в результате остался один август – Констанций II, который, однако, назначил цезарями сначала Галла, затем Юлиана. Следующим был язычник Юлиан, который ни соправителя-августа, ни подчиненного-цезаря не назначил. Иовиан, исповедовавший ортодоксальное христианство, правда, несколько выбивается из строя, однако правил он всего полгода и тем не менее успел назначить консулом вместе с собой малолетнего сына Варрониана, то есть уже в чем-то уравнял его с собой, что позволяет предположить планировавшийся им дальнейший карьерный рост сына. Следующий император – Валентиниан, уже через месяц после воцарения назначил равного себе соправителя – своего брата Валента. При этом православный Валентиниан уже через три года в своей части Империи возвел в ранг августа своего сына Грациана, в то время как арианин Валент II ни соправителя-августа, ни цезаря себе не подназначил. После гибели Валента православный Грациан назначил своим соправителем Феодосия, который отказался от арианства в пользу православия и, в продолжение уже сложившейся традиции, вернул западную часть Империи Валентиниана II после разгрома Максима Магна. Затем Феодосий возвел в равный своему ранг августов своих сыновей Аркадия и Гонория, разделив между ними Империю. В последующем, как известно, Империей до 476г. управляли по двое равных друг другу императоров, исповедующих никейский символ веры. Таким образом, можно заключить, что: 1. Императоры-ариане не терпели равных себе соправителей, однако, как правило, имели подчиненных им цезарей (как Бог-Сын подобен, но не равен Богу-Отцу). 2. Императоры-ортодоксы, как правило, назначали равных себе соправителей (как Бог-Сын равен Богу-Отцу). 3. Император-язычник (Юлиан) не имел ни равных, ни подчиненных соправителей. Любопытен в этой связи эпизод, описанный Феодоритом Кирским (Церковная история, V, 16): «… к нему (Феодосию) пришел дивный Амфилохий, о котором часто было упоминаемо, и ходатайствовал, чтобы из города были изгнаны сборища арианские. Царь эту просьбу счел довольно жестокою и не принял ее. Но мудрейший Амфилохий, не сказав тогда ни слова, выдумал потом достопамятную хитрость. Быв опять в царских палатах и увидев, что подле царя стоит сын его Аркадий, недавно провозглашенный также царем, по обычаю самого-то царя приветствовал, а относительно сына не выполнил приличных форм почтения. Царь, подумав, что Амфилохий забылся, приказал ему подойти и приветствовать Аркадия. Но тот отвечал, что достаточно чести, выраженной и ему самому. Когда же раздосадованный этим Феодосии бесчестие своего сына назвал оскорблением себя, мудрейший Амфилохии открыл наконец цель своего поступка и гласно сказал: "Видишь, Государь, как несносно для тебя бесчестие сына, как сильно гневаешься ты на оскорбляющих его: поверь же, что и Бог всяческих отвращается от тех, которые хулят Сына Его единородного, и ненавидит людей, оказавшихся неблагодарными к Спасителю и Благодетелю". Тогда царь все понял и, подивившись поступку и словам Амфилохия, тотчас написал указ, которым запрещалось еретикам делать собрания».
|
|
|
Ответов - 462
, стр:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
All
[только новые]
|
|
Izosin
|
| постоянный участник
|
|
|
Отправлено: 06.07.06 11:43. Заголовок: Re:
Aurelius пишет: цитата: | Если правильно понимаю, Вы обращаете внимание на то, что две одноименные провинции были в разных диоцезах. |
| Да, поскольку одноименные провинции в одном диоцезе - не редкость, правда, различающиеся порядковыми номерами или каким-нибудь иным уточняющим признаком. А с Валериями такого, кажется, не наблюдается. Впрочем, где-то (не помню где) встречал название придунайской привинции Valeria с эпитетом Ripensa (Прибрежная). Кстати, судя по цветовому оформлению карты, ссылку на которую я приводил выше, придунайская Valeria - единственная провинция, в которой не было гражданской администрации. Видимо, в провинции была только военная администрация; на карте хорошо видно ее стратегической положение: поворот Дуная на юг, близкое расстояние к восточным проходам в Италию.
|
|
|
Izosin
|
| постоянный участник
|
|
|
Отправлено: 07.07.06 07:37. Заголовок: Re:
Izosin пишет: Однако на этой карте Константинополь не выделен, подобно Риму, в отдельную область, хотя имел такой же статус. А ведь Notitia Dignitatum составлена много позже не только Диоклетиана, но и Константина.
|
|
|
Izosin
|
| постоянный участник
|
|
|
Отправлено: 07.07.06 23:13. Заголовок: Re:
Izosin пишет: цитата: | Интересно отметить наличие двух провинций с названием Valeria |
| А не связано ли название этих двух провинций с именами Гая Аврелия Валерия Диоклетиана и Марка Аврелия Валерия Максимиана?
|
|
|
Izosin
|
| постоянный участник
|
|
|
Отправлено: 08.07.06 20:09. Заголовок: Re:
|
|
|
Aurelius
|
| постоянный участник
|
|
|
Отправлено: 08.07.06 22:13. Заголовок: Re:
Izosin пишет: цитата: | А не связано ли название этих двух провинций с именами Гая Аврелия Валерия Диоклетиана и Марка Аврелия Валерия Максимиана? |
|
Интересное предположение. :) Однако не думаю, что есть связь - поелику не вижу других примеров называния провинций именами императоров. Могу и ошибаться. :)
|
|
|
Aurelius
|
| постоянный участник
|
|
|
Отправлено: 08.07.06 22:15. Заголовок: Re:
Izosin пишет: цитата: | Вопрос, на первый взгляд, не совсем по теме: кто-нибудь смотрел фильм "Король Артур"? Вот этот: |
|
Фильм не смотрел, но хочу сказать... :) Izosin пишет: цитата: | Есть интересные соображения... |
|
Соображения о чем? О римских корнях Артура? Есть версия, что он потомок одного из сынов Магна Максима.
|
|
|
|
Отправлено: 08.07.06 22:17. Заголовок: Re:
цитата: | поелику не вижу других примеров называния провинций именами императоров. |
| Flavia Caesariensis
|
|
|
Aurelius
|
| постоянный участник
|
|
|
Отправлено: 08.07.06 22:53. Заголовок: Re:
А это точно в честь кого-то из Флавиев? Спрашиваю потому, что имя Флавиев стало почти нарицательным. Хотя - ведь эта провинция была в Британии? Тогда она могла быть названа в честь Флавия Констанция Хлора.
|
|
|
|
Отправлено: 08.07.06 22:55. Заголовок: Re:
Aurelius пишет: цитата: | А это точно в честь кого-то из Флавиев? |
| Не знаю точно. А какие есть варианты? цитата: | Спрашиваю потому, что имя Флавиев стало почти нарицательным. |
| Это как?
|
|
|
Aurelius
|
| постоянный участник
|
|
|
Отправлено: 08.07.06 22:57. Заголовок: Re:
Судя по всему, с определенного момента номен "Флавий" стал обязательной частью имени императоров и высоких чиновников.
|
|
|
Izosin
|
| постоянный участник
|
|
|
Отправлено: 08.07.06 23:19. Заголовок: Re:
Aurelius пишет: цитата: | Однако не думаю, что есть связь - поелику не вижу других примеров называния провинций именами императоров. |
| Так ведь Диоклетиан и создавал эти провинции (точнее, реорганизовывал) и, поскольку нарезал их больше, чем их было до него, имел возможность называть вновь созданные. Если не ошибаюсь, как раз провинций с названием Valeria до Диоклетиана и не было.
|
|
|
|
Izosin
|
| постоянный участник
|
|
|
Отправлено: 08.07.06 23:21. Заголовок: Re:
Aurelius пишет: цитата: | Фильм не смотрел, но хочу сказать... :) |
| Ну вот, на самом интересном месте... Aurelius пишет: цитата: | Соображения о чем? О римских корнях Артура? Есть версия, что он потомок одного из сынов Магна Максима. |
| Нет, о другом. Но я не знаю, будет ли это интересно, если не смотреть фильм.
|
|
|
Aurelius
|
| постоянный участник
|
|
|
Отправлено: 08.07.06 23:31. Заголовок: Re:
Izosin пишет: А-а-а... :) :) :)
|
|
|
Aurelius
|
| постоянный участник
|
|
|
Отправлено: 08.07.06 23:35. Заголовок: Re:
Izosin пишет: цитата: | Так ведь Диоклетиан и создавал эти провинции (точнее, реорганизовывал) и, поскольку нарезал их больше, чем их было до него, имел возможность называть вновь созданные. |
|
Ну, на самом деле не удивлюсь, если окажется, что эти провинции названы именем Диоклециана - мне кажется, что это хорошо вписывается в идеологию домината. P.S. Пользуюсь случаем написать имя Диокле циана... :)
|
|
|
Izosin
|
| постоянный участник
|
|
|
Отправлено: 08.07.06 23:40. Заголовок: Re:
Izosin пишет: цитата: | Если не ошибаюсь, как раз провинций с названием Valeria до Диоклетиана и не было. |
| Если сравнить с додиоклетиановскими провинциями, то италийская Валерия отрезана от Самния, а придунайская - главным образом от Нижней Паннонии и частично (на севере) - от Верхней Паннонии. Местом рождения ни Диоклетиана, ни Максимиана ни одна из Валерий, вроде бы, не были: Диоклетиан родился в Далмации, а Максимиан хотя и в Паннонии, но в окрестностях Сирмия, то есть в той части, которая вошла в провинцию Pannonia II, а не Valeria. Может быть, они там служили?
|
|
|
Ответов - 462
, стр:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
All
[только новые]
|
|