Автор | Сообщение |
Izosin
|
| постоянный участник
|
|
|
Отправлено: 20.04.06 17:50. Заголовок: Арианство и православие римских императоров
Пока Форум временно не функционирует, решил пока что здесь изложить некоторые соображения, возникшие в связи с упомянутым перед крушением Форума вопросом о причинах обращения варварских племен именно в арианство в теме о роли христианства в судьбе Римской империи. На Форуме я высказался в том смысле, что арианский вариант иерархической Троицы, с приоритетом Отца над Сыном был гораздо более понятен везеготам, остроготам, вандалам и пр.варварским народам, находившимся на момент обращения к христианству в стадии перехода от родоплеменной демократии к единоличной власти военного вождя, переросшей затем в королевскую. Обратил внимание на то, что данный принцип, в-общем-то, прослеживается и у римских императоров. Действительно, Константин Великий, склонившийся к арианскому вероисповедания, не терпел рядом с собой равных ему правителей, однако назначал своих сыновей цезарями. Его сыновья, в свою очередь, не смогли сосуществовать в равном положении, перессорились, в результате остался один август – Констанций II, который, однако, назначил цезарями сначала Галла, затем Юлиана. Следующим был язычник Юлиан, который ни соправителя-августа, ни подчиненного-цезаря не назначил. Иовиан, исповедовавший ортодоксальное христианство, правда, несколько выбивается из строя, однако правил он всего полгода и тем не менее успел назначить консулом вместе с собой малолетнего сына Варрониана, то есть уже в чем-то уравнял его с собой, что позволяет предположить планировавшийся им дальнейший карьерный рост сына. Следующий император – Валентиниан, уже через месяц после воцарения назначил равного себе соправителя – своего брата Валента. При этом православный Валентиниан уже через три года в своей части Империи возвел в ранг августа своего сына Грациана, в то время как арианин Валент II ни соправителя-августа, ни цезаря себе не подназначил. После гибели Валента православный Грациан назначил своим соправителем Феодосия, который отказался от арианства в пользу православия и, в продолжение уже сложившейся традиции, вернул западную часть Империи Валентиниана II после разгрома Максима Магна. Затем Феодосий возвел в равный своему ранг августов своих сыновей Аркадия и Гонория, разделив между ними Империю. В последующем, как известно, Империей до 476г. управляли по двое равных друг другу императоров, исповедующих никейский символ веры. Таким образом, можно заключить, что: 1. Императоры-ариане не терпели равных себе соправителей, однако, как правило, имели подчиненных им цезарей (как Бог-Сын подобен, но не равен Богу-Отцу). 2. Императоры-ортодоксы, как правило, назначали равных себе соправителей (как Бог-Сын равен Богу-Отцу). 3. Император-язычник (Юлиан) не имел ни равных, ни подчиненных соправителей. Любопытен в этой связи эпизод, описанный Феодоритом Кирским (Церковная история, V, 16): «… к нему (Феодосию) пришел дивный Амфилохий, о котором часто было упоминаемо, и ходатайствовал, чтобы из города были изгнаны сборища арианские. Царь эту просьбу счел довольно жестокою и не принял ее. Но мудрейший Амфилохий, не сказав тогда ни слова, выдумал потом достопамятную хитрость. Быв опять в царских палатах и увидев, что подле царя стоит сын его Аркадий, недавно провозглашенный также царем, по обычаю самого-то царя приветствовал, а относительно сына не выполнил приличных форм почтения. Царь, подумав, что Амфилохий забылся, приказал ему подойти и приветствовать Аркадия. Но тот отвечал, что достаточно чести, выраженной и ему самому. Когда же раздосадованный этим Феодосии бесчестие своего сына назвал оскорблением себя, мудрейший Амфилохии открыл наконец цель своего поступка и гласно сказал: "Видишь, Государь, как несносно для тебя бесчестие сына, как сильно гневаешься ты на оскорбляющих его: поверь же, что и Бог всяческих отвращается от тех, которые хулят Сына Его единородного, и ненавидит людей, оказавшихся неблагодарными к Спасителю и Благодетелю". Тогда царь все понял и, подивившись поступку и словам Амфилохия, тотчас написал указ, которым запрещалось еретикам делать собрания».
| |
|
Ответов - 462
, стр:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
All
[только новые]
|
|
|
Отправлено: 30.04.06 17:04. Заголовок: Re:
Неужели нет ни одного примера, не вписывающегося в Вашу, уважаемый Изосин, теорию?
| |
|
|
Отправлено: 30.04.06 19:46. Заголовок: Re:
Напомните мне, пожалуйста, какова была ситуация при Валентиниане II? Если правильно помню, его мать Юстина была арианкой, но могу ошибаться.
| |
|
Izosin
|
| постоянный участник
|
|
|
Отправлено: 30.04.06 23:22. Заголовок: Re:
Да, Юстина была арианкой. Сам Валентиниан II сначала вроде бы как официально числился за православного, однако ввиду малолетства явно находился под религиозным влиянием маменьки, которую поддерживал magister militum Запада с забавным именем Батон (франк по национальности). Двор у Юстины и ее малолетнего сына тоже, понятное дело, подобрался в основном арианский и отчасти даже языческий (в частности, Симмах). В 386г. Юстине от имени Валентиниана II удалось протолкнуть эдикт о веротерпимости. Однако с продвижением арианства в массы дело было весьма затруднено, поскольку имелся серьезный оппонент - Амвросий Медиоланский, которого поддерживал Феодосий. Амвросий не позволил Юстине завести в Медиолане (который в то время был столицей Западной империи) даже одну арианскую церковь. После же того, как в Италию вторгся узурпатор Максим, Юстина с детьми Валентинианом и Галлой вынуждена была бежать к Феодосию, который не преминул поставить ей на вид, что случившаяся беда - явное следствие впадения в арианскую ересь. После же того, как Феодосий (предварительно женившись на Галле), разбил Максима и восстановил Валентиниана II, он около трех лет оставался в Италии и фактически правил не только Восточной, но и Западной империями. Понятно, что Юстина фактически была устранена как из политики, так и от религиозного воспитания сына, которое было поручено более надежному наставнику - тому же Амвросию. Так что четко определить вероисповедание Валентиниана II весьма затруднительно, видимо, оно определялось вероисповеданием соответствующего воспитателя. Впрочем, особого значения оно и не имело, поскольку даже в момент смерти Валентиниану было всего около 21 года.
| |
|
Izosin
|
| постоянный участник
|
|
|
Отправлено: 30.04.06 23:24. Заголовок: Re:
Sulpicius wrote: цитата: | Неужели нет ни одного примера, не вписывающегося в Вашу, уважаемый Изосин, теорию? |
| Пока, видимо, можно говорить только об общепризнанных императорах и некоторых узурпаторах. Но прежде чем обобщать, хотелось бы проверить на всех тиранах.
| |
|
Felix
|
| постоянный участник
|
|
|
Отправлено: 30.04.06 23:26. Заголовок: Re:
Господа позвольте вставить свое скромное слово. Арианство это коньюктурное соображение. Когда Константину Великому потребовалось себя поставиь выше, он поддержал арианство, принял крещение по арианскому образцу, также как и Констанций II. Хоть я и слышу критику в адрес моего оправданию Юлиану, но он поступал честнее когда уравнял всех в правах (всьсле все религии). Вы Изосин можете возразить по поводу веротерпимости Валентиниана но он все таки шел в ресле предыдущих реформ Юлиана. Позиции язычников были сильны, особенно на Западе, ему просто приходилось считаться с этим.
| |
|
|
Отправлено: 30.04.06 23:49. Заголовок: Re:
Izosin wrote: цитата: | Да, Юстина была арианкой. |
|
Имел в виду, что Юстина в силу своего материнского положения при малолетнем императоре оказывала арианств серьезную поддержку.
| |
|
|
Отправлено: 30.04.06 23:51. Заголовок: Re:
Felix wrote: цитата: | Позиции язычников были сильны, особенно на Западе, ему просто приходилось считаться с этим. |
|
Как думают уважаемые собеседники, можно ли говорить о том, что противостояние православия и арианства позволило дольше сохранять свое положение остаткам язычества?
| |
|
Izosin
|
| постоянный участник
|
|
|
Отправлено: 30.04.06 23:56. Заголовок: Re:
Felix wrote: цитата: | Хоть я и слышу критику в адрес моего оправданию Юлиану, но он поступал честнее когда уравнял всех в правах (всьсле все религии). |
| Но преподавать христианам Юлиан всё же запретил? Felix wrote: цитата: | Вы Изосин можете возразить по поводу веротерпимости Валентиниана но он все таки шел в ресле предыдущих реформ Юлиана. |
| Вы знаете, уважаемый Феликс, я вообще не думаю, что Валентиниан I (если я правильно понял, Вы его имеете в виду?) шел в русле реформ Юлиана. По-моему, он, применительно к религии, вообще никаких особых реформ не проводил, поскольку достаточно снисходительно относился к религиозным предпочтениям своего окружения, да и всего остального населения Империи. Кстати, он даже не был крещен, оставаясь оглашенным.
| |
|
Felix
|
| постоянный участник
|
|
|
Отправлено: 30.04.06 23:56. Заголовок: Re:
Вполне возможно. Иначе как объяснить существование их партии столь длительный срок.
| |
|
|
Отправлено: 30.04.06 23:57. Заголовок: Re:
Izosin wrote: цитата: | По-моему, он, применительно к религии, вообще никаких особых реформ не проводил, поскольку достаточно снисходительно относился к религиозным предпочтениям своего окружения, да и всего остального населения Империи. |
|
Правильно помню, что язычество он тоже не преследовал?
| |
|
Izosin
|
| постоянный участник
|
|
|
Отправлено: 30.04.06 23:59. Заголовок: Re:
Sulpicius wrote: цитата: | Имел в виду, что Юстина в силу своего материнского положения при малолетнем императоре оказывала арианств серьезную поддержку. |
| Скорее, пыталась оказывать, но не очень успешно, за исключением эдикта 386г. Однако уже с 388г. (прибытие Феодосия в Италию) этот эдикт фактически не действовал (был ли и когда отменен формально - не знаю.)
| |
|
|
Felix
|
| постоянный участник
|
|
|
Отправлено: 01.05.06 00:04. Заголовок: Re:
Felix wrote: цитата: | Но преподавать христианам Юлиан всё же запретил? |
| Мы уже говорили, что это беспорный факт. Но опять позволю себе заметимтить неужто это было так плохо. Ну нельзя преподовать то, что ты отрицаешь. Не правильно это попахивает коньюктурой.
| |
|
Felix
|
| постоянный участник
|
|
|
Отправлено: 01.05.06 00:06. Заголовок: Re:
Izosin wrote: цитата: | Вы знаете, уважаемый Феликс, я вообще не думаю, что Валентиниан I (если я правильно понял, Вы его имеете в виду?) шел в русле реформ Юлиана. По-моему, он, применительно к религии, вообще никаких особых реформ не проводил, поскольку достаточно снисходительно относился к религиозным предпочтениям своего окружения, да и всего остального населения Империи. Кстати, он даже не был крещен, оставаясь оглашенным. |
| Дык ведь это подтверждает мое мнение. Он просто понимал, нельхзя что то навязывать при большом количестве не обращенных.
| |
|
|
Отправлено: 01.05.06 00:08. Заголовок: Re:
Izosin wrote: цитата: | Однако уже с 388г. (прибытие Феодосия в Италию) этот эдикт фактически не действовал (был ли и когда отменен формально - не знаю.) |
|
Чем руководствовался Феодосий - своими религиозными предпочтениями или политическими соображениями о необходимости единства Империи? В подтверждение 2-го довода - его запрет алтаря Победы и окончательное поражение языческой партии.
| |
|
Izosin
|
| постоянный участник
|
|
|
Отправлено: 01.05.06 00:11. Заголовок: Re:
Sulpicius wrote: цитата: | можно ли говорить о том, что противостояние православия и арианства позволило дольше сохранять свое положение остаткам язычества? |
| Думаю, безусловно можно. Мне так показалось, что Феодосий и его сыновья более заботились борьбой с арианами, нежели с язычниками. Да об этом можно судить хотя бы по тому, сколько до нас дошло от IV-Vвв. произведений языческих и сколько арианских авторов (последних я вообще не помню).
| |
|
Ответов - 462
, стр:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
All
[только новые]
|
|
|