On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение
Izosin
постоянный участник




ссылка на сообщение  Отправлено: 20.04.06 17:50. Заголовок: Арианство и православие римских императоров


Пока Форум временно не функционирует, решил пока что здесь изложить некоторые соображения, возникшие в связи с упомянутым перед крушением Форума вопросом о причинах обращения варварских племен именно в арианство в теме о роли христианства в судьбе Римской империи.
На Форуме я высказался в том смысле, что арианский вариант иерархической Троицы, с приоритетом Отца над Сыном был гораздо более понятен везеготам, остроготам, вандалам и пр.варварским народам, находившимся на момент обращения к христианству в стадии перехода от родоплеменной демократии к единоличной власти военного вождя, переросшей затем в королевскую.
Обратил внимание на то, что данный принцип, в-общем-то, прослеживается и у римских императоров. Действительно, Константин Великий, склонившийся к арианскому вероисповедания, не терпел рядом с собой равных ему правителей, однако назначал своих сыновей цезарями. Его сыновья, в свою очередь, не смогли сосуществовать в равном положении, перессорились, в результате остался один август – Констанций II, который, однако, назначил цезарями сначала Галла, затем Юлиана. Следующим был язычник Юлиан, который ни соправителя-августа, ни подчиненного-цезаря не назначил. Иовиан, исповедовавший ортодоксальное христианство, правда, несколько выбивается из строя, однако правил он всего полгода и тем не менее успел назначить консулом вместе с собой малолетнего сына Варрониана, то есть уже в чем-то уравнял его с собой, что позволяет предположить планировавшийся им дальнейший карьерный рост сына. Следующий император – Валентиниан, уже через месяц после воцарения назначил равного себе соправителя – своего брата Валента. При этом православный Валентиниан уже через три года в своей части Империи возвел в ранг августа своего сына Грациана, в то время как арианин Валент II ни соправителя-августа, ни цезаря себе не подназначил. После гибели Валента православный Грациан назначил своим соправителем Феодосия, который отказался от арианства в пользу православия и, в продолжение уже сложившейся традиции, вернул западную часть Империи Валентиниана II после разгрома Максима Магна. Затем Феодосий возвел в равный своему ранг августов своих сыновей Аркадия и Гонория, разделив между ними Империю. В последующем, как известно, Империей до 476г. управляли по двое равных друг другу императоров, исповедующих никейский символ веры.
Таким образом, можно заключить, что:
1. Императоры-ариане не терпели равных себе соправителей, однако, как правило, имели подчиненных им цезарей (как Бог-Сын подобен, но не равен Богу-Отцу).
2. Императоры-ортодоксы, как правило, назначали равных себе соправителей (как Бог-Сын равен Богу-Отцу).
3. Император-язычник (Юлиан) не имел ни равных, ни подчиненных соправителей.

Любопытен в этой связи эпизод, описанный Феодоритом Кирским (Церковная история, V, 16):

«… к нему (Феодосию) пришел дивный Амфилохий, о котором часто было упоминаемо, и ходатайствовал, чтобы из города были изгнаны сборища арианские. Царь эту просьбу счел довольно жестокою и не принял ее. Но мудрейший Амфилохий, не сказав тогда ни слова, выдумал потом достопамятную хитрость. Быв опять в царских палатах и увидев, что подле царя стоит сын его Аркадий, недавно провозглашенный также царем, по обычаю самого-то царя приветствовал, а относительно сына не выполнил приличных форм почтения. Царь, подумав, что Амфилохий забылся, приказал ему подойти и приветствовать Аркадия. Но тот отвечал, что достаточно чести, выраженной и ему самому. Когда же раздосадованный этим Феодосии бесчестие своего сына назвал оскорблением себя, мудрейший Амфилохии открыл наконец цель своего поступка и гласно сказал: "Видишь, Государь, как несносно для тебя бесчестие сына, как сильно гневаешься ты на оскорбляющих его: поверь же, что и Бог всяческих отвращается от тех, которые хулят Сына Его единородного, и ненавидит людей, оказавшихся неблагодарными к Спасителю и Благодетелю". Тогда царь все понял и, подивившись поступку и словам Амфилохия, тотчас написал указ, которым запрещалось еретикам делать собрания».


Спасибо: 0 
Профиль
Ответов - 462 , стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 All [только новые]


Sulpicius



ссылка на сообщение  Отправлено: 30.04.06 17:04. Заголовок: Re:


Неужели нет ни одного примера, не вписывающегося в Вашу, уважаемый Изосин, теорию?

Спасибо: 0 
Профиль
Sulpicius



ссылка на сообщение  Отправлено: 30.04.06 19:46. Заголовок: Re:


Напомните мне, пожалуйста, какова была ситуация при Валентиниане II? Если правильно помню, его мать Юстина была арианкой, но могу ошибаться.

Спасибо: 0 
Профиль
Izosin
постоянный участник




ссылка на сообщение  Отправлено: 30.04.06 23:22. Заголовок: Re:


Да, Юстина была арианкой. Сам Валентиниан II сначала вроде бы как официально числился за православного, однако ввиду малолетства явно находился под религиозным влиянием маменьки, которую поддерживал magister militum Запада с забавным именем Батон (франк по национальности). Двор у Юстины и ее малолетнего сына тоже, понятное дело, подобрался в основном арианский и отчасти даже языческий (в частности, Симмах). В 386г. Юстине от имени Валентиниана II удалось протолкнуть эдикт о веротерпимости. Однако с продвижением арианства в массы дело было весьма затруднено, поскольку имелся серьезный оппонент - Амвросий Медиоланский, которого поддерживал Феодосий. Амвросий не позволил Юстине завести в Медиолане (который в то время был столицей Западной империи) даже одну арианскую церковь. После же того, как в Италию вторгся узурпатор Максим, Юстина с детьми Валентинианом и Галлой вынуждена была бежать к Феодосию, который не преминул поставить ей на вид, что случившаяся беда - явное следствие впадения в арианскую ересь. После же того, как Феодосий (предварительно женившись на Галле), разбил Максима и восстановил Валентиниана II, он около трех лет оставался в Италии и фактически правил не только Восточной, но и Западной империями. Понятно, что Юстина фактически была устранена как из политики, так и от религиозного воспитания сына, которое было поручено более надежному наставнику - тому же Амвросию. Так что четко определить вероисповедание Валентиниана II весьма затруднительно, видимо, оно определялось вероисповеданием соответствующего воспитателя. Впрочем, особого значения оно и не имело, поскольку даже в момент смерти Валентиниану было всего около 21 года.

Спасибо: 0 
Профиль
Izosin
постоянный участник




ссылка на сообщение  Отправлено: 30.04.06 23:24. Заголовок: Re:


Sulpicius wrote:

 цитата:
Неужели нет ни одного примера, не вписывающегося в Вашу, уважаемый Изосин, теорию?


Пока, видимо, можно говорить только об общепризнанных императорах и некоторых узурпаторах. Но прежде чем обобщать, хотелось бы проверить на всех тиранах.

Спасибо: 0 
Профиль
Felix
постоянный участник




ссылка на сообщение  Отправлено: 30.04.06 23:26. Заголовок: Re:


Господа позвольте вставить свое скромное слово. Арианство это коньюктурное соображение. Когда Константину Великому потребовалось себя поставиь выше, он поддержал арианство, принял крещение по арианскому образцу, также как и Констанций II. Хоть я и слышу критику в адрес моего оправданию Юлиану, но он поступал честнее когда уравнял всех в правах (всьсле все религии). Вы Изосин можете возразить по поводу веротерпимости Валентиниана но он все таки шел в ресле предыдущих реформ Юлиана. Позиции язычников были сильны, особенно на Западе, ему просто приходилось считаться с этим.

Спасибо: 0 
Профиль
Sulpicius



ссылка на сообщение  Отправлено: 30.04.06 23:49. Заголовок: Re:


Izosin wrote:

 цитата:
Да, Юстина была арианкой.

Имел в виду, что Юстина в силу своего материнского положения при малолетнем императоре оказывала арианств серьезную поддержку.

Спасибо: 0 
Профиль
Sulpicius



ссылка на сообщение  Отправлено: 30.04.06 23:51. Заголовок: Re:


Felix wrote:

 цитата:
Позиции язычников были сильны, особенно на Западе, ему просто приходилось считаться с этим.

Как думают уважаемые собеседники, можно ли говорить о том, что противостояние православия и арианства позволило дольше сохранять свое положение остаткам язычества?

Спасибо: 0 
Профиль
Izosin
постоянный участник




ссылка на сообщение  Отправлено: 30.04.06 23:56. Заголовок: Re:


Felix wrote:

 цитата:
Хоть я и слышу критику в адрес моего оправданию Юлиану, но он поступал честнее когда уравнял всех в правах (всьсле все религии).


Но преподавать христианам Юлиан всё же запретил?
Felix wrote:

 цитата:
Вы Изосин можете возразить по поводу веротерпимости Валентиниана но он все таки шел в ресле предыдущих реформ Юлиана.


Вы знаете, уважаемый Феликс, я вообще не думаю, что Валентиниан I (если я правильно понял, Вы его имеете в виду?) шел в русле реформ Юлиана. По-моему, он, применительно к религии, вообще никаких особых реформ не проводил, поскольку достаточно снисходительно относился к религиозным предпочтениям своего окружения, да и всего остального населения Империи. Кстати, он даже не был крещен, оставаясь оглашенным.

Спасибо: 0 
Профиль
Felix
постоянный участник




ссылка на сообщение  Отправлено: 30.04.06 23:56. Заголовок: Re:


Вполне возможно. Иначе как объяснить существование их партии столь длительный срок.

Спасибо: 0 
Профиль
Sulpicius



ссылка на сообщение  Отправлено: 30.04.06 23:57. Заголовок: Re:


Izosin wrote:

 цитата:
По-моему, он, применительно к религии, вообще никаких особых реформ не проводил, поскольку достаточно снисходительно относился к религиозным предпочтениям своего окружения, да и всего остального населения Империи.

Правильно помню, что язычество он тоже не преследовал?

Спасибо: 0 
Профиль
Izosin
постоянный участник




ссылка на сообщение  Отправлено: 30.04.06 23:59. Заголовок: Re:


Sulpicius wrote:

 цитата:
Имел в виду, что Юстина в силу своего материнского положения при малолетнем императоре оказывала арианств серьезную поддержку.


Скорее, пыталась оказывать, но не очень успешно, за исключением эдикта 386г. Однако уже с 388г. (прибытие Феодосия в Италию) этот эдикт фактически не действовал (был ли и когда отменен формально - не знаю.)

Спасибо: 0 
Профиль
Felix
постоянный участник




ссылка на сообщение  Отправлено: 01.05.06 00:04. Заголовок: Re:


Felix wrote:

 цитата:
Но преподавать христианам Юлиан всё же запретил?


Мы уже говорили, что это беспорный факт. Но опять позволю себе заметимтить неужто это было так плохо. Ну нельзя преподовать то, что ты отрицаешь. Не правильно это попахивает коньюктурой.

Спасибо: 0 
Профиль
Felix
постоянный участник




ссылка на сообщение  Отправлено: 01.05.06 00:06. Заголовок: Re:


Izosin wrote:

 цитата:
Вы знаете, уважаемый Феликс, я вообще не думаю, что Валентиниан I (если я правильно понял, Вы его имеете в виду?) шел в русле реформ Юлиана. По-моему, он, применительно к религии, вообще никаких особых реформ не проводил, поскольку достаточно снисходительно относился к религиозным предпочтениям своего окружения, да и всего остального населения Империи. Кстати, он даже не был крещен, оставаясь оглашенным.


Дык ведь это подтверждает мое мнение. Он просто понимал, нельхзя что то навязывать при большом количестве не обращенных.

Спасибо: 0 
Профиль
Sulpicius



ссылка на сообщение  Отправлено: 01.05.06 00:08. Заголовок: Re:


Izosin wrote:

 цитата:
Однако уже с 388г. (прибытие Феодосия в Италию) этот эдикт фактически не действовал (был ли и когда отменен формально - не знаю.)

Чем руководствовался Феодосий - своими религиозными предпочтениями или политическими соображениями о необходимости единства Империи?
В подтверждение 2-го довода - его запрет алтаря Победы и окончательное поражение языческой партии.

Спасибо: 0 
Профиль
Izosin
постоянный участник




ссылка на сообщение  Отправлено: 01.05.06 00:11. Заголовок: Re:


Sulpicius wrote:

 цитата:
можно ли говорить о том, что противостояние православия и арианства позволило дольше сохранять свое положение остаткам язычества?


Думаю, безусловно можно. Мне так показалось, что Феодосий и его сыновья более заботились борьбой с арианами, нежели с язычниками. Да об этом можно судить хотя бы по тому, сколько до нас дошло от IV-Vвв. произведений языческих и сколько арианских авторов (последних я вообще не помню).

Спасибо: 0 
Профиль
Ответов - 462 , стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 All [только новые]
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 3
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет