On-line: гостей 1. Всего: 1 [подробнее..]
АвторСообщение
Izosin
постоянный участник




ссылка на сообщение  Отправлено: 20.04.06 17:50. Заголовок: Арианство и православие римских императоров


Пока Форум временно не функционирует, решил пока что здесь изложить некоторые соображения, возникшие в связи с упомянутым перед крушением Форума вопросом о причинах обращения варварских племен именно в арианство в теме о роли христианства в судьбе Римской империи.
На Форуме я высказался в том смысле, что арианский вариант иерархической Троицы, с приоритетом Отца над Сыном был гораздо более понятен везеготам, остроготам, вандалам и пр.варварским народам, находившимся на момент обращения к христианству в стадии перехода от родоплеменной демократии к единоличной власти военного вождя, переросшей затем в королевскую.
Обратил внимание на то, что данный принцип, в-общем-то, прослеживается и у римских императоров. Действительно, Константин Великий, склонившийся к арианскому вероисповедания, не терпел рядом с собой равных ему правителей, однако назначал своих сыновей цезарями. Его сыновья, в свою очередь, не смогли сосуществовать в равном положении, перессорились, в результате остался один август – Констанций II, который, однако, назначил цезарями сначала Галла, затем Юлиана. Следующим был язычник Юлиан, который ни соправителя-августа, ни подчиненного-цезаря не назначил. Иовиан, исповедовавший ортодоксальное христианство, правда, несколько выбивается из строя, однако правил он всего полгода и тем не менее успел назначить консулом вместе с собой малолетнего сына Варрониана, то есть уже в чем-то уравнял его с собой, что позволяет предположить планировавшийся им дальнейший карьерный рост сына. Следующий император – Валентиниан, уже через месяц после воцарения назначил равного себе соправителя – своего брата Валента. При этом православный Валентиниан уже через три года в своей части Империи возвел в ранг августа своего сына Грациана, в то время как арианин Валент II ни соправителя-августа, ни цезаря себе не подназначил. После гибели Валента православный Грациан назначил своим соправителем Феодосия, который отказался от арианства в пользу православия и, в продолжение уже сложившейся традиции, вернул западную часть Империи Валентиниана II после разгрома Максима Магна. Затем Феодосий возвел в равный своему ранг августов своих сыновей Аркадия и Гонория, разделив между ними Империю. В последующем, как известно, Империей до 476г. управляли по двое равных друг другу императоров, исповедующих никейский символ веры.
Таким образом, можно заключить, что:
1. Императоры-ариане не терпели равных себе соправителей, однако, как правило, имели подчиненных им цезарей (как Бог-Сын подобен, но не равен Богу-Отцу).
2. Императоры-ортодоксы, как правило, назначали равных себе соправителей (как Бог-Сын равен Богу-Отцу).
3. Император-язычник (Юлиан) не имел ни равных, ни подчиненных соправителей.

Любопытен в этой связи эпизод, описанный Феодоритом Кирским (Церковная история, V, 16):

«… к нему (Феодосию) пришел дивный Амфилохий, о котором часто было упоминаемо, и ходатайствовал, чтобы из города были изгнаны сборища арианские. Царь эту просьбу счел довольно жестокою и не принял ее. Но мудрейший Амфилохий, не сказав тогда ни слова, выдумал потом достопамятную хитрость. Быв опять в царских палатах и увидев, что подле царя стоит сын его Аркадий, недавно провозглашенный также царем, по обычаю самого-то царя приветствовал, а относительно сына не выполнил приличных форм почтения. Царь, подумав, что Амфилохий забылся, приказал ему подойти и приветствовать Аркадия. Но тот отвечал, что достаточно чести, выраженной и ему самому. Когда же раздосадованный этим Феодосии бесчестие своего сына назвал оскорблением себя, мудрейший Амфилохии открыл наконец цель своего поступка и гласно сказал: "Видишь, Государь, как несносно для тебя бесчестие сына, как сильно гневаешься ты на оскорбляющих его: поверь же, что и Бог всяческих отвращается от тех, которые хулят Сына Его единородного, и ненавидит людей, оказавшихся неблагодарными к Спасителю и Благодетелю". Тогда царь все понял и, подивившись поступку и словам Амфилохия, тотчас написал указ, которым запрещалось еретикам делать собрания».


Спасибо: 0 
Профиль
Ответов - 462 , стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 All [только новые]


Aurelius
постоянный участник


ссылка на сообщение  Отправлено: 12.07.06 23:43. Заголовок: Re:


Его переписка с епископами, пресвитерами, мирянами, для которых он был наставником и духовным отцом, прежде всего - переписка с Павлой и ее дочерьми, а также другими знатными римлянами.

Спасибо: 0 
Профиль
Izosin
постоянный участник




ссылка на сообщение  Отправлено: 13.07.06 00:08. Заголовок: Re:


Вот есть на русском:
Письмо к Магну, великому оратору города Рима: http://media.utmn.ru/library_view_book.php?chapter_num=31&bid=342
Письмо к Паммахию о наилучшем способе перевода: http://portal-credo.ru/site/index.php?act=lib&id=15
Сказание о добродетелях блаженной Павлы: http://www.krotov.info/library/i/ieronim/pavla.html





Спасибо: 0 
Профиль
Aurelius
постоянный участник


ссылка на сообщение  Отправлено: 13.07.06 00:34. Заголовок: Re:


Спасибо Вам еще раз, посмотрел эти ссылки.
Однако начинаю склоняться к тому, чтобы купить эту книгу с приложенными письмами.

Спасибо: 0 
Профиль
Izosin
постоянный участник




ссылка на сообщение  Отправлено: 13.07.06 00:51. Заголовок: Re:


Aurelius пишет:

 цитата:
Однако начинаю склоняться к тому, чтобы купить эту книгу с приложенными письмами.


Бесспорно - это лучший вариант.

Спасибо: 0 
Профиль
Izosin
постоянный участник




ссылка на сообщение  Отправлено: 21.07.06 10:18. Заголовок: Re:


Izosin пишет:

 цитата:
Я думаю, если бы Атаульф перешел в православие, это было бы очень важно для последующих римско-готских отношений.



Вот, кстати, "портрет" Атаульфа:
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/7/79/Ata%C3%BAlfo_01.jpg

Мадрид, Ф.Кастро, 1750-53 (видимо, это "другой" Ф.Кастро).

Спасибо: 0 
Профиль
Izosin
постоянный участник




ссылка на сообщение  Отправлено: 10.08.06 18:02. Заголовок: Re:


Izosin пишет:

 цитата:
Любопытно созвучие имен Вортигерна и Фритигерна (победителя при Адрианополе), хотя первый кельт, а второй германец.


rspzd пишет:

 цитата:
Izosin пишет:

цитата:
хотя первый кельт



Скорее, он как раз был германцем.



Уважаемый rspzd, хотя я прочитал информацию по данным Вами ссылкам, всё же хотел бы высказать такое соображение, не претендуя, конечно, на его безусловную истинность. Так, версия...
Имя "Вортигерн", конечно, германское, но разве в это время кельт не мог иметь германского имени? Ведь в Vв. использование иностранных (иноплеменных) имен не было таким уж редким явлением. Если я не ошибаюсь, даже Аттила и Бледа - германские (готские) имена. Я, правда, не знаток готского языка, но, если правильно помню, Atha по-готски значит "отец" и использовалось в составе готских имен (напр., Атанарих, Атаульф), а -ila - уменьшительно-ласкательный суффикс (напр., апостол готов Ульфила/Вульфила - волчонок). Таким образом, Аттила - что-то вроде "папа" или "батя" (не знаю, какой еще русский эквивалент можно подобрать). Да и римляне использовали греческие, а после принятия христианства - и еврейские имена.
Если уж отец Аттилы дал своему сыну германское имя, то подобное же явление могло иметь место и в отношении кельта.
Еще раз оговариваюсь, что это лишь практически бездоказательная гипотеза.

Спасибо: 0 
Профиль
rspzd
постоянный участник


ссылка на сообщение  Отправлено: 10.08.06 18:10. Заголовок: Re:


Izosin пишет:

 цитата:
Atha по-готски значит "отец"


Я как-то всегда думал, что "ата" это отец по-тюркски...

Спасибо: 0 
Профиль
Aurelius
постоянный участник


ссылка на сообщение  Отправлено: 10.08.06 19:00. Заголовок: Re:


Izosin пишет:

 цитата:
Да и римляне использовали греческие, а после принятия христианства - и еврейские имена.

К слову - весьма удивился недавно, поняв, насколько распространенным стало среди римской знати имя "Иоанн" в кон. 4-го и нач. 5-го века.

Спасибо: 0 
Профиль
Izosin
постоянный участник




ссылка на сообщение  Отправлено: 10.08.06 22:06. Заголовок: Re:


rspzd пишет:

 цитата:
Izosin пишет:

цитата:
Atha по-готски значит "отец"



Я как-то всегда думал, что "ата" это отец по-тюркски...



Ошибочка вышла: по-готски "отец" - atta. Впрочем, в данном контексте это несущественно.
http://www.wulfila.be/lib/streitberg/1910/HTML/B013.html




Спасибо: 0 
Профиль
rspzd
постоянный участник


ссылка на сообщение  Отправлено: 12.08.06 12:42. Заголовок: Re:


Подозреваю, что во всех (в большинстве) индоевропейских и тюркских языках "отец" будет звучать примерно так же

Спасибо: 0 
Профиль
Izosin
постоянный участник




ссылка на сообщение  Отправлено: 12.08.06 13:48. Заголовок: Re:


То есть имеют корень "ат"?

Спасибо: 0 
Профиль
rspzd
постоянный участник


ссылка на сообщение  Отправлено: 12.08.06 13:54. Заголовок: Re:


Izosin пишет:

 цитата:
То есть имеют корень "ат"?


Скорее, "атэ" в разных вариантах

Спасибо: 0 
Профиль
Ответов - 462 , стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 All [только новые]
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 22
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет