Автор | Сообщение |
Izosin
|
| постоянный участник
|
|
|
Отправлено: 20.04.06 17:50. Заголовок: Арианство и православие римских императоров
Пока Форум временно не функционирует, решил пока что здесь изложить некоторые соображения, возникшие в связи с упомянутым перед крушением Форума вопросом о причинах обращения варварских племен именно в арианство в теме о роли христианства в судьбе Римской империи. На Форуме я высказался в том смысле, что арианский вариант иерархической Троицы, с приоритетом Отца над Сыном был гораздо более понятен везеготам, остроготам, вандалам и пр.варварским народам, находившимся на момент обращения к христианству в стадии перехода от родоплеменной демократии к единоличной власти военного вождя, переросшей затем в королевскую. Обратил внимание на то, что данный принцип, в-общем-то, прослеживается и у римских императоров. Действительно, Константин Великий, склонившийся к арианскому вероисповедания, не терпел рядом с собой равных ему правителей, однако назначал своих сыновей цезарями. Его сыновья, в свою очередь, не смогли сосуществовать в равном положении, перессорились, в результате остался один август – Констанций II, который, однако, назначил цезарями сначала Галла, затем Юлиана. Следующим был язычник Юлиан, который ни соправителя-августа, ни подчиненного-цезаря не назначил. Иовиан, исповедовавший ортодоксальное христианство, правда, несколько выбивается из строя, однако правил он всего полгода и тем не менее успел назначить консулом вместе с собой малолетнего сына Варрониана, то есть уже в чем-то уравнял его с собой, что позволяет предположить планировавшийся им дальнейший карьерный рост сына. Следующий император – Валентиниан, уже через месяц после воцарения назначил равного себе соправителя – своего брата Валента. При этом православный Валентиниан уже через три года в своей части Империи возвел в ранг августа своего сына Грациана, в то время как арианин Валент II ни соправителя-августа, ни цезаря себе не подназначил. После гибели Валента православный Грациан назначил своим соправителем Феодосия, который отказался от арианства в пользу православия и, в продолжение уже сложившейся традиции, вернул западную часть Империи Валентиниана II после разгрома Максима Магна. Затем Феодосий возвел в равный своему ранг августов своих сыновей Аркадия и Гонория, разделив между ними Империю. В последующем, как известно, Империей до 476г. управляли по двое равных друг другу императоров, исповедующих никейский символ веры. Таким образом, можно заключить, что: 1. Императоры-ариане не терпели равных себе соправителей, однако, как правило, имели подчиненных им цезарей (как Бог-Сын подобен, но не равен Богу-Отцу). 2. Императоры-ортодоксы, как правило, назначали равных себе соправителей (как Бог-Сын равен Богу-Отцу). 3. Император-язычник (Юлиан) не имел ни равных, ни подчиненных соправителей. Любопытен в этой связи эпизод, описанный Феодоритом Кирским (Церковная история, V, 16): «… к нему (Феодосию) пришел дивный Амфилохий, о котором часто было упоминаемо, и ходатайствовал, чтобы из города были изгнаны сборища арианские. Царь эту просьбу счел довольно жестокою и не принял ее. Но мудрейший Амфилохий, не сказав тогда ни слова, выдумал потом достопамятную хитрость. Быв опять в царских палатах и увидев, что подле царя стоит сын его Аркадий, недавно провозглашенный также царем, по обычаю самого-то царя приветствовал, а относительно сына не выполнил приличных форм почтения. Царь, подумав, что Амфилохий забылся, приказал ему подойти и приветствовать Аркадия. Но тот отвечал, что достаточно чести, выраженной и ему самому. Когда же раздосадованный этим Феодосии бесчестие своего сына назвал оскорблением себя, мудрейший Амфилохии открыл наконец цель своего поступка и гласно сказал: "Видишь, Государь, как несносно для тебя бесчестие сына, как сильно гневаешься ты на оскорбляющих его: поверь же, что и Бог всяческих отвращается от тех, которые хулят Сына Его единородного, и ненавидит людей, оказавшихся неблагодарными к Спасителю и Благодетелю". Тогда царь все понял и, подивившись поступку и словам Амфилохия, тотчас написал указ, которым запрещалось еретикам делать собрания».
| |
|
Ответов - 462
, стр:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
All
[только новые]
|
|
|
Отправлено: 01.05.06 00:15. Заголовок: Re:
То, что языческая культура не подавлялась тотально - это, бесспорно, достижение правительств преемников Юлиана. Однако факт полного изъятия языческих символов из государственной символики (алтарь Победы) свидетельствует о том, что борьбой с язычниками на государственном уровне Феодосий и его сыновья заботились как минимум не меньше, чем борьбой с арианами.
| |
|
Felix
|
| постоянный участник
|
|
|
Отправлено: 01.05.06 00:15. Заголовок: Re:
Арианство опасней оно вносит разлад в клир.
| |
|
|
Отправлено: 01.05.06 00:16. Заголовок: Re:
А язычество снижает интерес к христианству в целом - тоже весьма серьезно.
| |
|
Izosin
|
| постоянный участник
|
|
|
Отправлено: 01.05.06 00:19. Заголовок: Re:
Sulpicius wrote: цитата: | Правильно помню, что язычество он тоже не преследовал? |
| Не преследовал. Были, правда, запрещены колдовство, ворожбы (кроме одобенных старинными традициями - например, гаруспиции) и ночные жертвоприношения (кроме элевсинских мистерий). Но примерно такие же запреты были и в языческом Риме, поскольку вызывались не религиозными, а полицейскими причинами.
| |
|
|
Отправлено: 01.05.06 00:22. Заголовок: Re:
Вообще-то хочу еще раз отметить, что религиозная политика римских императоров 2-й пол. 4-го века отличалась реальной веротерпимостью.
| |
|
Izosin
|
| постоянный участник
|
|
|
Отправлено: 01.05.06 00:31. Заголовок: Re:
Sulpicius wrote: цитата: | Чем руководствовался Феодосий - своими религиозными предпочтениями или политическими соображениями о необходимости единства Империи? В подтверждение 2-го довода - его запрет алтаря Победы и окончательное поражение языческой партии. |
| Алтарь Победы распорядился вынести еще Грациан (это во второй раз, в первый раз - Констанций II). Влиятельные язычники (Симмах, Претекстат) ходатайствовали перед Валентинианом II и Юстиной об отмене этого распоряжения, но Амвросию удалось добиться отказа в его удовлетворении. А в религиозных вопросах Феодосий, по-моему, руководствовался именно своими религиозными предпочтениями. Кроме того, к единству Империи он, как мне кажется, особо и не стремился, скорее наоборот.
| |
|
|
Отправлено: 01.05.06 00:34. Заголовок: Re:
Тем не менее, если правильно помню, оппозиция политике Феодосия носила языческий характер. Имею в виду выступление Евгения.
| |
|
Izosin
|
| постоянный участник
|
|
|
Отправлено: 01.05.06 00:35. Заголовок: Re:
Sulpicius wrote: цитата: | Вообще-то хочу еще раз отметить, что религиозная политика римских императоров 2-й пол. 4-го века отличалась реальной веротерпимостью. |
| В эти временные рамки укладываются Валент и Феодосий, но их-то вряд ли можно назвать веротерпимыми.
| |
|
|
Отправлено: 01.05.06 00:40. Заголовок: Re:
Ну согласитесь - разрешение языческим кругам исповедывать старинную религию, так, что язычество было лишено только статуса государственной религии, весьма веротерпимо, особенно на фоне того, как было запрещено в предыдущих веках христианство.
| |
|
Izosin
|
| постоянный участник
|
|
|
Отправлено: 01.05.06 01:04. Заголовок: Re:
Видимо, и Валент и Феодосий к язычеству относились терпимо, поскольку больше были заняты искоренением того, что почитали ересью. Любопытный пассаж содержится в Утешительном слове Амвросия Медиоланского на смерть императора Валентиниана Младшего (судя по всему, речь идет о восстановлении Алтаря Победы): "Когда язычники требовали восстановления своих священных прав, на что все христиане согласны были, тогда Валентиниан, как Даниил, возбудил в себе Дух Божий и один обличал христиан в вероломстве, и в возражение язычникам говорил: что благочестивый мой брат у вас отнял, то как могу я возвратить вам? Ибо этим обижена была бы и вера, и брат, ниже кого в благочестии я не хочу быть. Когда стали ставить ему в пример его отца, утверждая, что в его времена никто не отнимал каких-либо преимуществ, тогда отвечал им на то: вы хвалите моего родителя за то, что он не отнимал, но и я не отнял. Скажите, что родитель мой возвратил, чтобы и я по примеру его также возвратил? Но хотя бы родитель и возвратил, но брат мой отнял: в данном случае хочу я последовать лучше последнему. Родитель мой был император, и брат был также император: обоим принадлежит равное почтение, у обоих равные благодеяния в республике. Поэтому я буду и следовать обоим, не отдам, чего отец мой не мог отдать, ибо никто не отнимал, и также сохраню уставленное братом. Пусть требует от меня Рим другого чего-либо, я дорожу любовью к родителю, но больше дорожу послушанием виновнику спасения. "
| |
|
Izosin
|
| постоянный участник
|
|
|
Отправлено: 01.05.06 01:16. Заголовок: Re:
Sulpicius wrote: цитата: | если правильно помню, оппозиция политике Феодосия носила языческий характер. Имею в виду выступление Евгения. |
| Безусловно, язычество воспользовалось узурпацией Евгения, что ярко видно из очередного восстановления Алтаря Победы (Вы правы, уважаемый Сульпиций, видимо, Феодосий еще раз его выносил ). Однако язычество самого Евгения - еще не факт.
| |
|
|
|
Отправлено: 01.05.06 07:56. Заголовок: Re:
Судя по всему, расчет оказался верным - язычество постепенно сошло на нет само по себе. Возможно, прямой запрет сделал бы языческую религию более првлекательной для широких народных масс, а так, если правильно понимаю, языческих традиций придерживались только часть сенаторской аристократии и отдельные интеллектуалы.
| |
|
Izosin
|
| постоянный участник
|
|
|
Отправлено: 01.05.06 20:41. Заголовок: Re:
А в сельской местности, если не ошибаюсь, язычество искоренялось всё же более интенсивно, чем в городах.
| |
|
|
Отправлено: 01.05.06 21:02. Заголовок: Re:
Не исключено, что для сенаторской аристократии демонстрация приверженности язычеству была формой сдержанной антиимператорской оппозиции. Сужу по тому, что полностью преданные императорской власти семьи - и Аниции в первую очередь - перешли в христианство вскоре после издания Миланского эдикта.
| |
|
Izosin
|
| постоянный участник
|
|
|
Отправлено: 01.05.06 21:21. Заголовок: Re:
А вот такой любопытный вопрос относительно брака Атаульфа и Галлы Плацидии. Галла, понятное дело, была православной, а Атаульф, по-видимому, арианином. Судя по всему, Галла вероисповедание не меняла. А вот как с Атаульфом? Переходил ли он в православие и как к этому отнеслась везеготская знать (да и не только знать)? А если не переходил, то как заключался такой брак (какой священник проводил обряд)?
| |
|
Ответов - 462
, стр:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
All
[только новые]
|
|
|