On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение
постоянный участник




ссылка на сообщение  Отправлено: 07.08.06 16:06. Заголовок: Иордан, историк готов


Вот такая версия:
Как пишет в «Гетике» сам Иордан, он служил нотарием у восточно-римского полководца Гунтигеса Базы (кстати, из рода Амалов), до момента своего обращения. Под этим обращением обычно полагают переход Иордана из арианства в католичество. Однако возможно предположить следующее: в 538г. Гунтигес База был направлен в Италию на подмогу осажденному в Риме Велизарию. Очевидно, Иордан последовал за ним. Как пишет сам Иордан, после своего обращения он оставил свою службу нотарием. Видимо, переход из арианства в католичество сам по себе не является еще причиной для оставления такой службы. Возможно другое: поступление Иордана в духовное сословие, принятие им сана, что часто влекло за собой и принятие нового имени. В этой связи следует упомянуть, что некоторые поздние копии рукописи Иордана указывают в качестве автора епископа Равенны. Известно, что в 546-566гг. епископом Равенны был Максимиан.
В связи с изложенным интересно предположение о том, что, прибыв с Гунтигесом Базой в Италию, Иордан принял духовный сан и второе, духовное имя – Максимиан, оставил службу нотария и через несколько лет стал епископом Равенны.
Однако существуют сильные контрдоводы: Иордан в своих трудах нигде не упоминает о том, он был епископом; его труды изданы именно под светским (условно говоря) именем Иордана. Допустим, Иордан был необычайно скромным человеком. Но упоминающий о нем Равеннский космограф также не называет его епископом, что было бы весьма естественно для жителя Равенны.
Поэтому, скорее всего, Иордан и равеннский епископ Максимиан – разные люди. Жаль, поскольку в ином случае мы могли бы видеть портрет Иордана на знаменитой мозаике «Юстиниан со свитой» из базилики св.Вителия в Равенне.




Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 31 , стр: 1 2 3 All [только новые]


постоянный участник


ссылка на сообщение  Отправлено: 07.08.06 17:49. Заголовок: Re:


Уважаемый Изосин, как роскошно смотрится фраза "Результаты есть, а счастья нет" под портретом Юстиниана и его сподвижников.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


ссылка на сообщение  Отправлено: 07.08.06 17:52. Заголовок: Re:


Прдположения по существу.
Во-первых, Иордан мог не обнародовать широко информацию о том, что пишет большой исторический труд. Соответственно, если он стал епископам, авторам жизнеописаний равеннских епископов нельзя было узнать об этом.
Во-вторых, у меня складывается впечатление, что епископами италийских городов становились местные жители, выходцы из местной аристократии и духовенства. Иордан явно не относился к этой категории.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




ссылка на сообщение  Отправлено: 07.08.06 21:32. Заголовок: Re:


Aurelius пишет:

 цитата:
Уважаемый Изосин, как роскошно смотрится фраза "Результаты есть, а счастья нет" под портретом Юстиниана и его сподвижников.




Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




ссылка на сообщение  Отправлено: 07.08.06 21:37. Заголовок: Re:


Aurelius пишет:

 цитата:
Во-вторых, у меня складывается впечатление, что епископами италийских городов становились местные жители, выходцы из местной аристократии и духовенства. Иордан явно не относился к этой категории.


Но ведь речь идет о времени юстиниановской реконкисты. Очень возможно, что назначение на важные посты неиталийских уроженцев должно было способствовать упрочению власти восточного императора. Всё-таки Равенна - столица экзархата.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




ссылка на сообщение  Отправлено: 07.08.06 22:09. Заголовок: Re:


Встретил информацию, что на этой мозаике по правую руку от Юстиниана изображен не кто иной, как Велизарий. http://www.hrono.ru/biograf/bio_we/velizary.html


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


ссылка на сообщение  Отправлено: 08.08.06 00:11. Заголовок: Re:


Izosin пишет:

 цитата:
Очень возможно, что назначение на важные посты неиталийских уроженцев должно было способствовать упрочению власти восточного императора.

А встречались ли Вам, уважаемый Изосин, упоминания о такой тенденции?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




ссылка на сообщение  Отправлено: 08.08.06 08:21. Заголовок: Re:


Кажется, нет, не встречались. Но, если я правильно помню, экзархи назначались не из местных, а присылались с Востока; было бы естественно предположить, что на ключевые должности в своей администрации они старались бы назначить людей из своего окружения - то есть, опять же, не местных. Но это только мое умозрительное предположение. Постараюсь обращать внимание на этот вопрос.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


ссылка на сообщение  Отправлено: 08.08.06 08:33. Заголовок: Re:


Давно собираюсь купить книгу "Равеннский экзархат", вышедшую в серии "Византийская библиотека" "Алетейи" - теперь есть хороший повод для этого. :)

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




ссылка на сообщение  Отправлено: 11.08.06 22:42. Заголовок: Re:


Aurelius пишет:

 цитата:
Давно собираюсь купить книгу "Равеннский экзархат", вышедшую в серии "Византийская библиотека" "Алетейи" - теперь есть хороший повод для этого.


Уважаемый Сульпиций, а где Вы предполагаете ее приобрести?
Сегодня по Вашему совету посетил "Гнозис" - там такой книги не увидел.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


ссылка на сообщение  Отправлено: 12.08.06 01:11. Заголовок: Re:


"Равеннский экзархат. Византийцы в Италии" // 251 руб. в "Фаланстере"

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




ссылка на сообщение  Отправлено: 12.08.06 01:24. Заголовок: Re:


Спасибо!

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




ссылка на сообщение  Отправлено: 12.08.06 17:24. Заголовок: Re:


Aurelius пишет:

 цитата:
"Равеннский экзархат. Византийцы в Италии" // 251 руб. в "Фаланстере"


Сегодня приобрел. Еще раз спасибо, уважаемый Сульпиций!

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




ссылка на сообщение  Отправлено: 14.08.06 00:10. Заголовок: Re:


Izosin пишет:

 цитата:
если я правильно помню, экзархи назначались не из местных, а присылались с Востока; было бы естественно предположить, что на ключевые должности в своей администрации они старались бы назначить людей из своего окружения - то есть, опять же, не местных. Но это только мое умозрительное предположение. Постараюсь обращать внимание на этот вопрос.


Ну вот, в свежеприобретенной книге "Равеннский экзархат" (саму ее еще не прочитал) имеется перечень равеннских экзархов:
Смарагд (584-589)
Роман (589-597)
Каллиник (597-603)
Смарагд (вновь) (603-610)
Иоанн I Лемигий (610-616)
Элефтерий (616-619)
Григорий I (619-625)
Исаакий (625-643)
Феодор I Каллиопа (643-645?)
Платон (645?-648?)
Олимпий (649-653)
Феодор I Каллиопа (вновь) (653-?)
Григорий II (60-е гг. - 678?)
Феодор II (678?-686)
Иоанн II Платин (687-?)
Феофилакт (701-705)
Иоанн III Ризокоп (705-710)
Евтихий (710-713)
Схоластиций (713-?)
Павел (723?-727)
Евтихий (вновь) (728-751)

Заметно, что подавляющее большинство экзархов имело греческие имена (и с греческим же "расширением").

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


ссылка на сообщение  Отправлено: 14.08.06 07:28. Заголовок: Re:


Если судить сугубо по именам, то они были, так сказать, интерсредиземноморскими - люди с именами Роман, Каллиник, Иоанн, Элефтерий, Григорий, Феодор, Платон, Олимпий, Феофилакт, Евтихий, Схоластиций, Павел явно могли жить и в Риме, и в Константинополе.
Особенно настаиваю на Романе, Григории, Олимпии, Феофилакте, Евтихии и Схоластиции.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




ссылка на сообщение  Отправлено: 14.08.06 07:32. Заголовок: Re:


Однако латинсих имен, кроме, разве что, Романа, нет. В любом случае это говорит о влиянии Византии.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


ссылка на сообщение  Отправлено: 14.08.06 08:05. Заголовок: Re:


Не совсем согласен - скорее, это отголоски эллинистической культуры. На предыдущем доводе настаивал потому, что имена "Григорий" и "Феофилакт" в Риме точно были в то время.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


ссылка на сообщение  Отправлено: 14.08.06 20:52. Заголовок: Re:


Izosin пишет:

 цитата:
Aurelius пишет:

цитата:
"Равеннский экзархат. Византийцы в Италии" // 251 руб. в "Фаланстере"



Сегодня приобрел. Еще раз спасибо, уважаемый Сульпиций!

Эх, Изосин, Изосин, Вы купили, видимо, последний экземпляр этой книги в Москве.
В "Фаланстере" это был последний экземпляр. Поехал в "Гнозис" - там тоже нет.
Надежду на покупку не теряю, но как-то взгрустнулось мне...

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




ссылка на сообщение  Отправлено: 14.08.06 21:16. Заголовок: Re:


Aurelius пишет:

 цитата:
Эх, Изосин, Изосин, Вы купили, видимо, последний экземпляр этой книги в Москве.


Ох, это неумышленно.
Если вдруг не найдете - я могу потом дать Вам свой экземпляр.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


ссылка на сообщение  Отправлено: 14.08.06 22:47. Заголовок: Re:


Izosin пишет:

 цитата:
Если вдруг не найдете - я могу потом дать Вам свой экземпляр.

Спасибо! :)
НО все-таки постараюсь найти и купить!

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




ссылка на сообщение  Отправлено: 15.08.06 08:31. Заголовок: Re:


Начал читать. Во вступлении автор - О.Р.Бородин - отмечет, что занимается этой темой 25 лет. Наверное, знает толк в предмете.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


ссылка на сообщение  Отправлено: 15.08.06 08:32. Заголовок: Re:


У меня возник вопрос - а сколько всего таких экзархатов было в то время в Византии? Встречал упоминание об африканском (карфеганском) экзархате.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




ссылка на сообщение  Отправлено: 15.08.06 08:44. Заголовок: Re:


Aurelius пишет:

 цитата:
У меня возник вопрос - а сколько всего таких экзархатов было в то время в Византии? Встречал упоминание об африканском (карфеганском) экзархате.


Вроде бы в такой форме - как заморское наместничество с неразделенными гражданской и военной властями - их и было два. Правда, встречал информацию о том, что "экзархаты были прообразами фем". Может быть, в какой-то период экзархаты были промежуточной формой от провинций к фемам?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


ссылка на сообщение  Отправлено: 15.08.06 10:42. Заголовок: Re:


А в Испании территории, отвоенные у вестготов, как управлялись? Или там были столь небольшие владения, что они не требвоали создания экзархата?

У Д. Клауде нашел упоминание о том, что Либерий "до 529 г. управлял восстановленной галльской префектурой претория, в сферу юрисдикции которой вероятно, входила и Испания".

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




ссылка на сообщение  Отправлено: 15.08.06 10:54. Заголовок: Re:


Aurelius пишет:

 цитата:
У Д. Клауде нашел упоминание о том, что Либерий "до 529 г. управлял восстановленной галльской префектурой претория, в сферу юрисдикции которой вероятно, входила и Испания".


Это была префектура, воссозданная Теодерихом Великим после присоединения заальпийских территорий. Разумеется, на Испанию она не распространялась. Ведь Велизарий высадился в Африке только в 533г., не говоря уже об Италии. Однако, если правильно помню, Либерий, служивший еще Одоакру (!), перешел на службу к византийцам и действительно был направлен Юстинианом в Испанию. Как там было организовано управление - сказать не готов.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


ссылка на сообщение  Отправлено: 15.08.06 11:34. Заголовок: Re:


Скажите, уважаемый Изосин, а Вам не встречалось упоминаний того, как управлялись Апулия и Калабрия?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




ссылка на сообщение  Отправлено: 15.08.06 11:41. Заголовок: Re:


Насколько я могу судить, Апулия, Калабрия, равно как Лукания и Сицилия, пока принадлежали Византии, в административном отношении находились под юрисдикцией экзарха, хотя, конечно, в политическом, экономическом, да и демографическом отношении составляли особый регион.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


ссылка на сообщение  Отправлено: 15.08.06 11:49. Заголовок: Re:


А как думаете, римская система корректоров не была восстановлена?

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




ссылка на сообщение  Отправлено: 15.08.06 16:39. Заголовок: Re:


Думаю, будет целесообразно выделить из этой темы явно уходящую в сторону тему о Равеннском экзархате.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


ссылка на сообщение  Отправлено: 16.08.06 06:33. Заголовок: Re:


Спасибо!

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




ссылка на сообщение  Отправлено: 20.08.06 11:14. Заголовок: Re:


Izosin пишет:

 цитата:
Поэтому, скорее всего, Иордан и равеннский епископ Максимиан – разные люди.


Видимо, всё же действительно разные. Есть сведения о до-епископской жизни Максимиана – он был диаконом в Поле, в Истрии. Именно Максимиан первым из равеннских епископов добился сана архиепископа. Более того, Максимиан даже получил от императора паллиум, который на Востоке носили лишь патриархи, а в Италии – только папа (правда, в Vв. ее и епископы Остии). Судя по всему, Максимиан был лично знаком с Юстинианом, который поставил Равеннскую архиепископию в особое положение еще и тем, что перенес мощи ее покровителя св.Аполлинария в Константинополь.
Словом, Максимиан – явно не Иордан.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник




ссылка на сообщение  Отправлено: 21.08.06 23:12. Заголовок: Re:


Кое-что еще о Максимиане. Как пишет Агнелл в «Книге понтификов Равеннской церкви», Максимиан, бывший до того диаконом в г.Пола (Истрия) был назначен равеннским экзархом папой Вигилием и, видимо как неместный, вначале не был допущен в город населением Равенны. Утвердиться на епископской должности ему удалось лишь после того, как он задал роскошный пир верхушке равеннского клира, а затем попросту его подкупил.
(Agnelli Liber Pontificalis Ecclesiae Ravennatis. / Ed.O.Holder-Egger / MGH. Scriptores rerum Langobardicarum et Italicarum. Hannoverae, 1878. P.326-327).

И еще кое-что против мной самим же озвученной версии о возможном тождестве Иордана и Максимиана. Во-первых, в самом начале «Гетики» Иордан пишет, что некто Касталий побудил его написать исторический труд о готах на основе 12 томов Сенатора (видимо, Кассиодора), а вообще-то он, Иордан, занимается «сокращением хроник». Отсюда следует, что авторство «Гетики» известно, как минимум, этому самому Касталию и, если бы автором был действительно епископ Максимиан, решивший издать труд под псевдонимом, он не стал бы упоминать Касталия, который мог бы открыть его личность. Кроме того, автор пишет, что Касталий дал ему «повеление весьма жестокое, данное человеком, который как бы и знать не желает о всей тягости подобного труда». Кем же должен быть этот Касталий, чтобы так помыкать вторым человеком в церковной иерархии Италии?
Во-вторых, Иордан пишет, что труд Сенатора находился в его руках всего три дня (и то по милости управителя) и он пишет данные из его труда по памяти. Если бы автор был епископом то, даже если бы этих книг не было в епископской библиотеке, очевидно, он имел бы возможность заказать себе экземпляр.
Словом из того, что сообщает Иордан о своей работе над «Гетикой», никак нельзя согласиться с епископским положением автора.
В то же время во многих рукописях, использованных при издании «Гетики» Моммзеном, встречались такие обозначения, как: «incipit liber Jordanis episcopi...»; «incipit historia Jordanis episcopi...»; «chronica Jordanis episcopi...»; «incipit praefatio Jordanis episcopi Ravennatis...»; «chronica Jordanis episcopi Ravennatis civitatis...».
Можно было бы предположить, что Иордан был назван епископом лишь в самых поздних рукописях с его произведениями, для придания им пущей авторитетности, однако в одном из ранних кодексов, содержащих «Гетику», середины VIII в., принадлежавшем аббатству Фонтенелль (или св. Вандрегизила) в Нормандии, в заглавии значилось: «Historia Jordanis episcopi Ravennatis ecclesiae». Епископом назван Иордан и в кодексе IX в. из аббатства Рейхенау.
Как и почему автор «Гетики» стал титуловаться равеннским епископом – вот вопрос.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 31 , стр: 1 2 3 All [только новые]
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 3
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет