Val пишет:
цитата: |
Дилетант пишет: цитата: цитата: А я читал именно это. "История Востока Т III" например. как же, помним... "хищническая феодальная империя, живущая грабежом своих крестьян, чтобы поработить всех соседей" Я так сразу и подумал. |
|
Ну вот еще одна плохая книга: С.П. Фицджеральд. Китай: краткая история культуры
http://enoth.narod.ru/Themes.htm http://enoth.narod.ru/History/fitz27.txt ________________________________________________________________________
Все это были неизбежные следствия сурового консерватизма, утвержденного Кан-си,
Юн-чжэном и Цянь-луном в XVIII веке — веке коренных изменений в европейской
цивилизации. Тогда империя казалась процветающей и защищенной. В течение 120 лет
вплоть до конца XVIII века в стране царил мир. Были завоеваны Монголия, Тибет и
Туркестан — никогда прежде не входившие в империю (частично — лишь при Тан).
Вассалами стали Бирма, Корея и Вьетнам. Непал потерпел лишь одно поражение, но
агрессию непальские гурки отразили.
Отчасти столь долгий мир обусловливался истощением страны от войн конца Мин. Юг,
покорившийся последним, пострадал более всего и многие годы не имел сил на новое
восстание. В 1649 году в Сычуани правил ужасный Чжан Сянь-чжун, уничтоживший
большую часть населения провинции. Восемьдесят лет спустя после манчжурского
завоевания о. де Майя писал, что несмотря на помощь, Сычуань так и не оправилась от
такой катастрофы. Население провинции до сего дня большей частью состоит из
потомков переселенцев из Хубэя и Шэньси .
Долгое царствование Цянь-луна (1735–1795) стало самым блестящим периодом в
истории манчжурской династии и, как считают многие, за всю китайскую историю в
целом. Мир и спокойствие царили вплоть до последних лет, пока восстание секты
Белого Лотоса в Центральном Китае не ознаменовало вступление империи в век хаоса.
Внешние войны расширили границы империи до невиданных прежде пределов.
Роскошные дворцы Пекина и сегодня напоминают о былом великолепии. Население
росло быстрыми темпами. Сам император, ученый и поэт, подобно танским
правителям, был сильным и способным властителем и любил, когда его сравнивали с
танским Тай-цзуном (равно как и в следующем столетии императрица Цыси любила,
когда ее сравнивали с У-хоу).
Лестное сравнение, однако анализ основ позволяет вскрыть слабость манчжурской
династии. Танский Тай-цзун правил двадцать два года, усмирив и заново организовав
доставшуюся ему в разрухе страну. Итогом его жизни стали 150 лет спокойствия и
мира. Цянь-лун шестьдесят лет правил империей, процветавшей, когда он взошел на
трон. Сразу после его смерти начались мятежи и восстания, и спустя полвека горстка
английских войск легко захватила все главные пункты страны.
Основатель Тан подготовил почву для самого блестящего века в китайской истории —
золотой эпохи расцвета поэзии и искусств. За царствованием Цянь-луна последовало
столетие смут и упадка. Пышный и внушительный фасад империи Цянь-луна скрывал
интеллектуальный и духовный застой, коррупцию чиновничьего класса. Первым актом
Цзя-цина после смерти отца стал арест и заключение в тюрьму манчжура Хэ Шэня,
первого министра и фаворита Цянь-луна. Его состояние было конфисковано в пользу
государства и оценено в 223 миллиона таэлей — неплохой итог долгого пребывания на
вершине власти. Эта фантастическая сумма — в деньгах, драгоценностях и
недвижимости — свидетельствует как о процветании империи, так и о коррупции
среди государственных министров и неспособности Цянь-луна видеть подлинное
положение дел.
История Китая в XIX веке достаточно хорошо известна и многими описана. Для
манчжурской династии это был период постоянного упадка и катастроф. За первой
Опиумной войной (1840 год), спустя десять лет, последовало великое Тайпинское
восстание, начавшееся на юге, но вскоре захватившее многие районы Китая и не
дошедшее лишь ста миль до Пекина, едва не кончившееся воцарением китайской
династии. В течение девяти лет лидер тайпинов, "небесный царь" Хун Сю-цюань
управлял из Нанкина половиной страны. Восстание в конце концов было подавлено, но
не разучившимися сражаться манчжурскими "восьмизнаменными" войсками, а
китайскими армиями, возглавляемыми генералом Гордоном и Цзэн Го-фанем.
Так, движение, которое, как есть основание предполагать, могло бы сделать для Китая
то же, что реставрация Мэйдзи сделала для Японии , было подавлено союзом
манчжурского деспотизма и иностранного империализма. Еще 50 лет Китаю суждено
было влачить существование под властью бездарного и обскурантистского двора с
императрицей Цыси и евнухами во главе. Когда эта властная женщина умерла,
династия быстро рассыпалась даже под ударом отдельных выступлений,
возглавляемых идеалистами-республиканцами и поддержанных искавшими лишь свою
выгоду военачальниками.
Эти жалкие полвека ознаменовали конец старой эры. Единая и всеобъемлющая
китайская цивилизация вошла в соприкосновение с силами, от которых уже нельзя
было отмахнуться и которые оказывали на нее глубокое влияние. Изучение
воздействия новых идей и теорий, соединившихся и приведших Китай к самой
значительной революции за всю его историю, должно брать за отправную точку
середину XIX века. О столь масштабных изменениях невозможно рассказать в одной-
двух главах. История нового Китая сама по себе является отдельным предметом
изучения.