On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение
постоянный участник


ссылка на сообщение  Отправлено: 04.10.06 20:07. Заголовок: Суккот - Праздник кущей


Суккот


КЕЭ, том 8, кол. 647–650

СУККО`Т (סֻכּוֹת, буквально `кущи`), семидневный праздник, начинающийся в 15-й день месяца тишрей (см. Календарь), в память о кущах, в которых жили израильтяне в пустыне после исхода из Египта. Первый (в странах рассеяния также и второй) день — иом тов (праздничный день, в который работа возбраняется), а остальные дни — хол ха-мо‘эд (дни, в которые работа разрешается); восьмой день после начала Суккот — иом тов, в этот день празднуют Шмини ацерет (буквально `восьмого — праздничное собрание`), который в Эрец-Исраэль совпадает с праздником Симхат-Тора.


В Библии Суккот — «праздник собирания [плодов]» (Исх. 23:16; 34:22): «праздник кущей совершай у себя семь дней, когда уберешь с гумна твоего и из точила твоего» (Втор. 16:13, ср. Исх. 23:16; Лев. 23:39), праздновавшийся «в конце года» (Исх. 23:16, 34:22). Суккот — один из трех, наряду с Шаву‘от и Песах, израильских праздников, связанных с сельскохозяйственным годом (Исх. 23:16, 34:22; Лев. 23:34–36, 39–43; Чис. 29:12–38; Втор. 16:13–15). С древнейших времен Суккот был одним из наиболее важных паломнических праздников и потому назывался «праздник Господа» (Лев. 23:39; Суд. 21:19) или просто «праздник» (I Ц. 8:2, 65; 12:32 и др.).


Бытует мнение, что в своей основе Суккот — сельскохозяйственный праздник, заимствованный израильтянами у ханаанеев (праздник в честь сбора урожая был широко распространен у народов древнего Ближнего Востока), а его связь с исходом — позднейшего происхождения. Исследователи отмечают, что во время скитаний по пустыне израильтяне жили не в кущах, а в шатрах, однако предписание жить в течение семи дней в кущах объясняется памятью о времени исхода. Освящение Соломоном Иерусалимского храма было произведено в Суккот (I Ц. 8), и потому, согласно Втор. 31:10–11, каждый седьмой год на праздник Суккот следует читать Тору на общем собрании народа. Изначально, как и Песах, Суккот продолжался неделю; после пленения вавилонского был добавлен восьмой день.


В книге Левит (23:39–43) содержатся два особых предписания, связанные с Суккот, — «в кущах живите семь дней... чтобы знали роды ваши, что в кущах поселил Я сынов израилевых, когда вывел их из земли Египетской» и «возьмите себе ветви красивых дерев, ветви пальмовые и ветви дерев широколиственных и верб речных, и веселитесь перед Господом Богом вашим семь дней». Законоучители назвали эти растения арба‘а миним (буквально `четыре вида`) — этрог (вид цитрусовых), хадассим (мирт), лулав (нераскрывшаяся пальмовая ветвь) и аравот (верба). Согласно мнению раввинов, библейский закон предписывает каждому мужчине держать арба‘а миним в первый день праздника (ср. Лев. 23:40). После разрушения Второго храма Иоханан бен Заккай предписал, чтобы евреи, где бы они ни праздновали Суккот, брали арба‘а миним в руки каждый день на протяжении всех семи дней праздника в память о Храме (Сук. 3:12). Арба‘а миним нужно держать в руке во время произнесения Халлел (который произносится в Суккот полностью; Пс. 113–118 /в русской традиции 112–117/); следует плавно помахивать ими при начале Пс. 118 (117) и во время произнесения стиха 25 этого псалма (Сук. 3:4). Сначала следует помахать на восток, затем на юг, запад и север — вверх и вниз. В конце синагогальной литургии Сефер-Тора вынимают из синагогального ковчега (арон кодеш), и участники литургии обходят биму, держа в руках арба‘а миним в память о процессиях вокруг храмового алтаря. В первый день каждый должен брать собственные арба‘а миним, а в остальные дни разрешено одалживать их у других. Бенедикция, в которой арба‘а миним называются по самому крупному из растений, лулаву, звучит следующим образом: «Благословен Ты... Который освятил нас Своими заветами и повелел нам взять в руки лулав» (Сук. 46).


Раввинистические авторитеты упоминают особую церемонию «возлияния воды» в течение семи дней праздника (Сук. 4:9). Саддукеи отвергали эту церемонию. Обряд возлияния воды, сопровождавшийся игрой на свирели, осуществлялся только в хол ха-мо‘эд и назывался симхат бет-ха-шоэва (буквально `веселье в месте, где черпают воду`). Обряд, по-видимому, основывается на стихе 12:3 из пророка Исайи: «И в радости будете черпать воду из источников спасения». В Талмуде говорится, что тот, кто никогда не видел симхат бет-ха-шоэва, никогда не видел подлинного веселья (Сук. 5:1).


Правилам относительно сукки посвящен особый трактат Сукка в Талмуде. При строительстве сукки принято покрывать ее листьями или соломой, стены можно делать из любого подручного материала. Сукка должна быть достаточно хорошо покрыта, так, чтобы внутри было больше тени, чем света. Покрытие, однако, не должно быть столь плотным, чтобы сильный дождь не мог проникнуть внутрь. У сукки должно быть по меньшей мере три стены, и располагаться она должна под открытым небом (не внутри дома, под навесом или под деревом). Строение должно быть украшено. В первый вечер праздника хозяин сукки должен съесть в ней по меньшей мере кусок хлеба величиной с маслину; если хозяин ужинает, он должен делать это в сукке. Принято строить сукку возле синагоги для тех членов конгрегации, у которых нет своей сукки. Среди каббалистов (см. Каббала) в 16 в. возник обычай каждый день символически приглашать в сукку одного из семи библейских героев — Авраама, Исаака, Иакова, Моисея, Аарона, Иосифа и Давида. Эти «гости» (ушпизин) соответствуют семи из каббалистических сфирот.


Шмини ацерет празднуется в соответствии с библейским предписанием «В восьмой день пусть будет у вас праздничное собрание (ацерет); никакой работы не делайте» (Чис. 29:35). Законоучители рассматривают Шмини ацерет как отдельный праздник. В этот день перед чтением Мусафа (в странах рассеяния — во время чтения) читается Изкор, произносятся поминальные молитвы и молитвы о дожде.


Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответов - 3 [только новые]


постоянный участник


ссылка на сообщение  Отправлено: 04.10.06 20:46. Заголовок: Re:


ПРАЗДНИК СУККОТ: ИНФОРМАЦИЯ ОБЩЕГО ХАРАКТЕРА И БИБЛЕЙСКИЕ ИСТОЧНИКИ

БИБЛЕЙСКИЕ ИСТОЧНИКИ
--------------------------------------------------------------------------------

“А в пятнадцатый день седьмого месяца, когда вы соберете плоды земли, празднуйте праздник Господний семь дней: в первый день покой и в восьмой день покой.
В первый день возьмите себе ветви красивых деревьев, ветви пальмовые и ветви деревьев широколиственных и верб речных, и веселитесь перед Господом Богом вашим семь дней, и празднуйте этот праздник Господень семь дней в году; это установление вечное в роды ваши; в седьмой месяц празднуйте его; в кущах живите семь дней; всякий израильтянин должен жить в кущах, чтобы знали роды ваши, что в кущах поселил Я сынов Израилевых, когда вывел их из земли Египетской. Я Господь, Бог ваш.
И объявил Моисей сынам Израилевым о праздниках Господних.”
(Ваикра, 23: 39-44 )

ВВЕДЕНИЕ


Праздник Суккот корнями своими уходит в библейский текст, и этот текст определяет основные законы и обычаи праздника, а также подробно излагает связанные с ним исторические события.

Согласно Пятикнижию, праздник Суккот (Праздник кущей, или шалашей), называемый также праздником “Хаг а-Асиф” (Праздник сбора урожая) – это один из трех праздников, которые израильтяне отмечали паломничеством в Иерусалим, к Храму. Празднование Суккот предусматривает проживание в сукках (шалашах), запрет на работу в первый и последний дни праздника, принесение жертв, традицию “арба миним” (“четырех видов растений”), а также праздничные мероприятия, связанные со сбором урожая.
В праздник шалашей народ Израиля собирается, чтобы послушать чтение Моисеевых Законов.
--------------------------------------------------------------------------------

Даты праздника

Праздник длится девять дней (в Израиле - восемь дней), начиная с 15 дня месяца Тишрей.

После первых двух праздничных дней, когда работа возбраняется, идут четыре промежуточных дня (холь а-моэд, буквально: “будни праздника”), с третьего по шестой включительно, когда работа частично разрешена. Затем следуют еще три дня, о которых речь пойдет ниже, что вместе составляет девять дней Суккот.

--------------------------------------------------------------------------------

Имена праздника

Хаг а-Суккот – “Праздник кущей, или шалашей” (Ваикра, 23: 34).

Хаг а-Асиф” - “Праздник сбора урожая” (Шмот, 23:16)

Зман Симхатейну – “Праздник радости и веселья” (Дварим, 16: 14).
Хаг – “Праздник” (Ваикра, 39: 41).

Первые два дня называются Суккот.

Седьмой день называется Ошана-Раба – “Великая Осанна”.

Восьмой день называется Шмини Ацерет – “Праздник восьми дней” или (буквально) “Восьмого – праздничное собрание”.

Девятый день называется Симхат-Тора – “Радость Торы”.

В Израиле Симхат-Тора празднуется одновременно со Шмини Ацерет, а в странах диаспоры – на следующий после Шмини Ацерет день.

Храмовый период

Завершив строительство Иерусалимского Храма, царь Соломон освятил его в дни праздника Суккот, и это историческое событие детально описано в Третьей книге Царств и Второй книге Паралипоменон.

В Третьей книге Царств описано также восстание Иоровама против наследовавшего царю Соломону Ровама. Дабы подчеркнуть свою независимость, Иоровам, в числе прочего, изменил дату празднования Суккот.

В книгах Эзры и Нехемии содержится описание того, как празднование Суккот было возобновлено после Вавилонского изгнания.

Пророк Захария предсказывал, что настанет время, когда все народы будут поклоняться единому Богу и отмечать праздник Суккот. Сама идея всеобщего религиозного братства нашла подтверждение в раввинистическом суждении:

“В день празднования Суккот сыны Израиля принесли в жертву семьдесят быков во имя семидесяти народов мира.”
(Мидраш Танхума о Пинхасе)
--------------------------------------------------------------------------------
Праздник Суккот: общие положения

ПРИМЕЧАНИЕ: Положения каждого из нижеследующих параграфов рассмотрены подробно в соответствующих разделах сайта.

Исторически сложилось так, что Суккот стал общенациональным праздником – Хаг hа-Асиф, Праздником сбора урожая. В это время года земледелец уже собрал свой урожай и предается отдыху накануне сезона дождей. И ведь лишь по отношению к этому празднику сказано в Торе:

“Ты возвеселишься пред лицом Господа, Бога нашего”.

Именно поэтому Суккот – единственный праздник, именуемый Зман Симхатейну – “Праздник нашей радости и веселья”. Сквозь века

Возведя Храм в Иерусалиме, царь Шломо (Соломон) освятил его в дни праздника Суккот, и потому Суккот стал первым из трех (наряду с Песахом и Шавуот) паломнических праздников – то есть, праздником, в который израильтяне совершают паломничество в Иерусалим.

Освящение Храма Соломон сделал всенародным праздником. Коэны (священнослужители) и левиты перенесли все священные сосуды в скинию и алтарь (Ковчег Завета). Было совершено праздничное жертвоприношение.

После Вавилонского пленения Хаг а-Асиф стал именоваться праздником Суккот, в память о днях, когда наши предки по пути из Египта жили в шалашах (суккот, или кущах):

“… чтобы знали роды ваши, что в кущах поселил Я сынов Израилевых, когда вывел их из земли Египетской”
(Ваикра, 23:14)

В Торе первые семь дней Суккот называются Праздник Суккот (Праздник кущей, или шалашей), потому что в эти дни нам заповедано пребывать в шалашах.
В Израиле Суккот празднуется в течение восьми дней, а в странах диаспоры – в течение девяти дней.
Восьмой день называется Ацерет, и последний день называется Симхат-Тора.
Первый и восьмой дни – праздничные, и работа в эти дни возбраняется.

До наступления праздника Суккот каждый еврей должен построить во дворе сукку, где в течение всего праздника он с семьей должен совершать трапезы. У хасидов принято начинать строительство шалаша сразу же по окончании Йом-Киппур, дабы сохранить преемственность добрых дел:
“…они приходят от силы в силу”
(Псалмы, 83:8)
--------------------------------------------------------------------------------

Домашние и общинные обычаи

Заповедь о “четырех видах растений” (“арба миним”) символизирует национальное единство; этрог и лулав символизируют жизнь, полную радости и любви к Господу; адас и арава символизируют слабость человеческую.
В Суккот существует заповедь приглашать к обеду бедных студентов, изучающих Тору. Существует также обычай “ушпизин” (“высокие, или почетные гости”) – согласно которому в сукку символически приглашают одного из семи великих праведников:
"Это Авраам, праотец наш; Ицхак, праотец наш; Иаков, праотец наш; Иосиф праведный; Моисей, учитель наш; Аарон, первый первосвященник; Давид, царь наш."
--------------------------------------------------------------------------------
"Ошана Раба"

Седьмой день Суккот называется “hoшана Раба” - по словам “hоша на” (“Мы молим: спаси”), которые многократно повторяются в молитвах этого дня. В этот день надо было обойти храмовый жертвенник семь раз, повторяя слова молитвы:

“Молим Тебя, Господь: спаси нас!”

И в наши дни молящиеся семь раз обходят биму (возвышение в синагоге, на котором читают Тору), держа Тору в руках, со словами той же молитвы. При этом принято многократно потрясать лулавом, что символизирует молитву о дожде.

Ночь “ошана раба” - это завершение цикла покаяния, когда принимается окончательное решение о нашей судьбе в наступившем году. Таким образом, она носит название “Лейл а-Хотам” - ночь, когда судьба человека скрепляется подписью и печатью.

В Симхат-Тора (последний день праздника Суккот) завершается годичный цикл чтения Торы и тут же начинается следующий цикл – символизируя тем самым вечность еврейского народа.

Тот, кто последним читает завершающий отрывок Торы, называется “хатан-Тора”, а тот, кто начинает чтение нового цикла (отрывок из Берешит), называется “хатан- Берешит”.
В этот день молящиеся поют и танцуют со свитками Торы в руках, а дети – с флажками, на древки которых насажены яблоки.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить





ссылка на сообщение  Отправлено: 06.10.06 14:11. Заголовок: Re:


Футбол перенесен сюда.

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
постоянный участник


ссылка на сообщение  Отправлено: 13.10.06 12:48. Заголовок: Re:


мирабелла пишет:

 цитата:
СУККО`Т (סֻכּוֹת, буквально `кущи`), семидневный праздник, начинающийся в 15-й день месяца тишрей




Aelia пишет:

 цитата:
Футбол перенесен сюда.



Неисповедимы пути обсуждений в темах наших...

Спасибо: 0 
ПрофильЦитата Ответить
Ответ:
1 2 3 4 5 6 7 8 9
большой шрифт малый шрифт надстрочный подстрочный заголовок большой заголовок видео с youtube.com картинка из интернета картинка с компьютера ссылка файл с компьютера русская клавиатура транслитератор  цитата  кавычки моноширинный шрифт моноширинный шрифт горизонтальная линия отступ точка LI бегущая строка оффтопик свернутый текст

показывать это сообщение только модераторам
не делать ссылки активными
Имя, пароль:      зарегистрироваться    
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 0
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет