On-line: гостей 0. Всего: 0 [подробнее..]
АвторСообщение
Aelia





ссылка на сообщение  Отправлено: 08.09.06 09:38. Заголовок: Основы православной культуры - продолжение обсуждения


Первая часть темы закрылась, прошу продолжать здесь

Спасибо: 0 
Профиль
Ответов - 643 , стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 All [только новые]


Val
постоянный участник


ссылка на сообщение  Отправлено: 12.09.06 17:22. Заголовок: Re:


Артемий пишет:

 цитата:
Потому что "власть" преподавателя над детьми недостаточно сильна.



Не могу с этим согласиться. Власть преподавателя над детьми (особенно в некоторых школах, особенно в глубинке, где отсутствует реальная возможность сменить школу) очень велика.

Спасибо: 0 
Профиль
Михаил_З
постоянный участник




ссылка на сообщение  Отправлено: 12.09.06 17:26. Заголовок: Re:


К теме склонения детей к православию на уроках ОПК, я приведу некоторые наблюдения.
Наш приход является учредителем православной гимназии. Там, понятно, в качестве обязательных предметов изучаются церковнославянский, церковногреческий языки, богословие, каждый урок начинается и заканчивается молитвой, посещение богослужений - обязательно. На уроке кроме учителя присутствует воспитатель. Преподаватели как правило православные и прихожане нашего храма. Все священники преподают в гимназии (физика, математика, история и др.)
Насколько я понимаю, первоначально гимназия создавалась для детей активных прихожан, но со временем она стала популярна и среди невоцерковленных родителей. Плюсы очевидны: в гимназии ребенка не будут затравливать сверсники, вымогать деньги, и прочие прелести городских школ. За курение, сквернословие, употребление спиртных напитков и пива - отчисление. Семейная обстановка, обеды и гимназический автобус.
Нецерковных родителей пытаются отговаривать. Плохо, когда в гимназии говорят одно, например о необходимости поста. Соответственно во время поста готовится постная пища. А в семье по этому поводу высказываются сомнения. Или говорят что курить - плохо, и за это отчисляют, а дома родители курят и т.д.

Так вот к теме. Однозначной и определенной зависимости от церковности-нецерковности семьи и обязательности богословских предметов и еженедельного посещения храма с одной строны, и церковностью гимназистов и выпускников НЕТ.
1. Есть дети из семей, где оба родителя искренне верующие люди, дети, закончившие правосланую гимназию, после ее окончания больше не появляются в храме.
2. Есть дети, где родители неверующие, так же закончившие гимназию, но ходят в храм, поют в хоре (в нашем хоре поют не за деньги), и вполне люди церковные.
3. Есть дети, уж не знаю из каких семей (но поскольку приходят на службы без родителей, видимо, из нецерковных), которые никогда не учились в православной гимназии и не посещали уроков ОПК, но которых я вижу на каждой службе.

Процентных соотношений, конечно не вычислить, да, я думаю, это ни к чему.
Это я к тому, что "навязать", "склонить" невозможно. Даже в условиях самой наиправославнейшей семьи и православной гимназии, и православного детского оздоровительного лагеря и т.д. и т.п.
Поэтому опасность ОПК в том, что эти уроки могут кого-то "склонить", на мой взгляд, преувеличена. Если какой-то преподаватель и станет проявлять "ревность не по разуму" - будет поставлен на место и родителями, и школьной администрацией, и священноначалием (если таковое будет иметь влияние на преподавателей ОПК).

Спасибо: 0 
Профиль
Артемий
постоянный участник




ссылка на сообщение  Отправлено: 12.09.06 18:19. Заголовок: Re:


Наконец-то могу с чистой совестью согласиться с Михаилом.

Спасибо: 0 
Профиль
Михаил_З
постоянный участник




ссылка на сообщение  Отправлено: 12.09.06 18:26. Заголовок: Re:


Артемий пишет:

 цитата:
Наконец-то могу с чистой совестью согласиться с Михаилом.





Спасибо: 0 
Профиль
Aelia





ссылка на сообщение  Отправлено: 12.09.06 20:29. Заголовок: Re:


Михаил_З пишет:

 цитата:
Процентных соотношений, конечно не вычислить, да, я думаю, это ни к чему.


Простите, но ведь весь вопрос-то в процентном соотношении!

А так я ведь тоже могу сказать, например:
Есть люди, которые едут на автомобиле в пьяном виде и с превышением скорости, но при этом не попадают в аварии.
Есть люди, которые едут на автомобилях в трезвом виде, с превышением скорости, и при этом не попадают в аварии.
А есть и такие, которые едут трезвыми и без превышения скорости, но все равно попадают в аварии.

И все это будет совершенно справедливо. Есть и такие, и такие, и всякие. Но какова познавательная ценность такого суждения? Крайне мала. Может ли оно стать основанием для отмены ПДД? Не может. Весь вопрос в том, насколько указанные факторы повышают вероятность попасть в катастрофу.

Спасибо: 0 
Профиль
Michael
постоянный участник




ссылка на сообщение  Отправлено: 12.09.06 20:40. Заголовок: Re:


Aelia пишет:

 цитата:
Я думаю, что если в школе среди преподавательского состава будет убежденный православный христианин - то он и станет вести этот предмет

Aelia, возможно, Val меня поправит, но мне кажется, что кому директор часы даст, тот и будет его вести. А даст он тому, кому ему будет нужно, или у кого этих часов до ставки будет не хватать. Так я понимаю ситуацию в школе.

Спасибо: 0 
Профиль
Aelia





ссылка на сообщение  Отправлено: 12.09.06 20:55. Заголовок: Re:


Я думаю, что, во всяком случае, при прочих равных, директор выберет того, кто хочет вести этот предмет и имеет о нем представление. Тем более, что в очень многих школах этот курс уже существует факультативно, и ведут его как раз энтузиасты.

Спасибо: 0 
Профиль
Michael
постоянный участник




ссылка на сообщение  Отправлено: 12.09.06 22:02. Заголовок: Re:


Aelia, там, где этот курс существует факультативно, из каких фондов и кем оплачиваются факультативные часы? Является ли это частью часов, спускаемых на школу из министерства (или как это происходит в России)? Часть ли это официальной ставки, если его ведут энтузиасты? Насколько я знаю, в школах всегда не хватает часов на всех желающих, и энтузиастов что-нибудь повести больше, чем денег, разве что в российской школе ситуация другая.

Как я понимаю, если это будет официальный и повсеместный курс, то на него будут отведено в бюджете школы определённое количество часов. Скорее всего, эти часы будут убраны из других предметов, так как об увеличении бюджета мин. образования я пока не слышал. В моём представлении, директора будут распределять эти часы в зависимости от того, кому не хватает часов до ставки. Очевидно, что пострадавшие от сокращений предметники имеют хорошие шансы получить этот курс в замену.

Кроме того, если это будет общешкольный курс, министерство образования обязано провести какие-то курсы и семинары, а также выпустить пособия для учителя, на/в которых будет объяснено, что и как преподавать. Пока курс был факультативным только в некоторых школах, возможно, что учителя, не получившие религиозного образования, просто были не в состоянии его вести.

Впрочем, возможно, я плохо знаю специфику российской школы. Если я не прав, Val меня поправит.

Спасибо: 0 
Профиль
Aelia





ссылка на сообщение  Отправлено: 12.09.06 22:35. Заголовок: Re:


Michael пишет:

 цитата:
Aelia, там, где этот курс существует факультативно, из каких фондов и кем оплачиваются факультативные часы? Является ли это частью часов, спускаемых на школу из министерства (или как это происходит в России)? Часть ли это официальной ставки, если его ведут энтузиасты?


Я думаю, что в разных регионах ситуация разная, могу сказать только о ситуации в своем районе. У нас это часть политики районной администрации, эти часы оплачиваются той же администрацией. Как они учитываются в ставках, не знаю. В известных мне случаях преподают убежденные православные.

Michael пишет:

 цитата:
Насколько я знаю, в школах всегда не хватает часов на всех желающих, и энтузиастов что-нибудь повести больше, чем денег, разве что в российской школе ситуация другая.



Ну вот из двух энтузиастов - православного и неправославного - директор, скорее всего, выберет православного.


 цитата:
В моём представлении, директора будут распределять эти часы в зависимости от того, кому не хватает часов до ставки. Очевидно, что пострадавшие от сокращений предметники имеют хорошие шансы получить этот курс в замену.



Но нужно же, чтобы учитель еще и представлял себе предмет. Если у нас завтра увеличат объем истории за счет физики - это же не значит, что учителя физики пойдут преподавать историю.


 цитата:
Кроме того, если это будет общешкольный курс, министерство образования обязано провести какие-то курсы и семинары, а также выпустить пособия для учителя, на/в которых будет объяснено, что и как преподавать.


Есть факультеты теологии. Есть пособия. Насчет курсов и семинаров не знаю. В тех областях, наверное, что-то есть, там уже не первый год идет эта политика. Но я думаю, что обучались всему этому преимущественно православные люди.

Спасибо: 0 
Профиль
Michael
постоянный участник




ссылка на сообщение  Отправлено: 13.09.06 00:11. Заголовок: Re:


Aelia пишет:

 цитата:
Я думаю, что в разных регионах ситуация разная, могу сказать только о ситуации в своем районе. У нас это часть политики районной администрации, эти часы оплачиваются той же администрацией. Как они учитываются в ставках, не знаю.

Смотрите, я могу только предполагать, конечно. Мне кажется, это ключевой вопрос. Являются ли эти часы предметом общешкольной "конкуренции", или они привнесены извне, кроме того, на каких условиях (являлась ли желательность религиозности официальной или полуофициальной директивой муниципальных властей, оплачивающих эти уроки?).

Aelia пишет:

 цитата:
Ну вот из двух энтузиастов - православного и неправославного - директор, скорее всего, выберет православного.

Мои знакомые директора отдали бы это тем, кому им удобнее с точки зрения заполнения ставок, но я не знаю, как это происходит в российских школах.

Aelia пишет:

 цитата:
Но нужно же, чтобы учитель еще и представлял себе предмет. Если у нас завтра увеличат объем истории за счет физики - это же не значит, что учителя физики пойдут преподавать историю.


Посмотрите на сайте мин.образования, у каких предметов будут забраны часы. Кажется, обществоведение и история. И там и там преподаватели вполне квалифицированы вести ОПК при условии, что это культуроведческий курс, а не "закон Божий".


Спасибо: 0 
Профиль
rspzd
постоянный участник


ссылка на сообщение  Отправлено: 13.09.06 00:17. Заголовок: Re:


Michael пишет:

 цитата:
Являются ли эти часы предметом общешкольной "конкуренции", или они привнесены извне, кроме того, на каких условиях (являлась ли желательность религиозности официальной или полуофициальной директивой муниципальных властей, оплачивающих эти уроки?).


Часть часов в школах выделяется под т.н. региональный компонент образование (часы оплачиваются из бюджета, но чем их заполнять - ОПК или квантовой физикой решает местный департамент образования).

Michael пишет:

 цитата:
Посмотрите на сайте мин.образования, у каких предметов будут забраны часы. Кажется, обществоведение и история. И там и там преподаватели вполне квалифицированы вести ОПК при условии, что это культуроведческий курс, а не "закон Божий".


Так эти преподаватели и читали курс "религии" в разделе "обществоведение". По крайней мере, раньше.

Спасибо: 0 
Профиль
Михаил_З
постоянный участник




ссылка на сообщение  Отправлено: 13.09.06 04:17. Заголовок: Re:


Aelia пишет:

 цитата:
Михаил_З пишет:

цитата:
Процентных соотношений, конечно не вычислить, да, я думаю, это ни к чему.



Простите, но ведь весь вопрос-то в процентном соотношении!

А так я ведь тоже могу сказать, например:
Есть люди, которые едут на автомобиле в пьяном виде и с превышением скорости, но при этом не попадают в аварии.
Есть люди, которые едут на автомобилях в трезвом виде, с превышением скорости, и при этом не попадают в аварии.
А есть и такие, которые едут трезвыми и без превышения скорости, но все равно попадают в аварии.

И все это будет совершенно справедливо. Есть и такие, и такие, и всякие. Но какова познавательная ценность такого суждения? Крайне мала. Может ли оно стать основанием для отмены ПДД? Не может. Весь вопрос в том, насколько указанные факторы повышают вероятность попасть в катастрофу.



Мое мнение - сравнение не корректно. И для меня странно, что обращение к вере - для вас сравнимо с катастрофой.


Если хотите цифры, то никто не занимается этим подсчетом. И не будет заниматься.


Спасибо: 0 
Профиль
Aelia





ссылка на сообщение  Отправлено: 13.09.06 08:20. Заголовок: Re:


Michael пишет:

 цитата:
Посмотрите на сайте мин.образования, у каких предметов будут забраны часы. Кажется, обществоведение и история. И там и там преподаватели вполне квалифицированы вести ОПК при условии, что это культуроведческий курс, а не "закон Божий".


Хорошо, тогда что мы получаем?
Директор должен забрать часть часов у истории и обществоведения и отдать их ОПК. Предположим, у него в школе есть два православных учителя (которые знают и любят этот предмет и хотят его вести) и два неправославных (которые к нему равнодушны или даже недоброжелательны и не знают толком, чему и как там учить; но нуждаются в компенсации утраченных часов. Может быть, я и ошибаюсь, но на моей памяти (как ученицы) учителя относились с заметной неприязнью ко всем новым предметам, по которым нет нормальных, привычных учебников, программы, методики преподавания и т.д.).
Так вот, я думаю, что в этой ситуации директор, скорее всего, отдаст все или основную часть ОПК православным учителям, снимет с них часть часов истории и обществоведения и передаст эти часы неправославным учителям.

Спасибо: 0 
Профиль
Aelia





ссылка на сообщение  Отправлено: 13.09.06 08:22. Заголовок: Re:


Михаил_З пишет:

 цитата:
И для меня странно, что обращение к вере - для вас сравнимо с катастрофой.


С чего Вы взяли? Ровно с тем же основанием из моего текста можно сделать вывод, что обращение к православию для меня сравнимо с избежанием катастрофы.
Это просто пример; в Ваше рассуждение я подставила другие переменные, но сохранила его логическую структуру.

Спасибо: 0 
Профиль
Дилетант
постоянный участник


ссылка на сообщение  Отправлено: 13.09.06 10:02. Заголовок: Re:


Насколько я помню специфику российской школы (из университетский лекций ), есть спускаемый из министерства государственный стандарт, в котором прописана нагрузка - предметы, часы и т.п. плюс (как заметил rspzd) региональный компонент (небольшой), определяемый разными факторами. Едва ли директор отдаст курс учителю, не знакомому со спецификой предмета (независимо от убеждений - учителя и директора) - иначе возможны "эксцессы". Также едва ли занятия будут проводиться без сколько-нибудь признанных учебных пособий и т.п. - за "работу на картофельных полях" могут и спросить. По моему (школьному) опыту в таком случае предмет просто могут выкинуть из программы, сославшись на невозможность его проводить в полном объеме...

Спасибо: 0 
Профиль
Ответов - 643 , стр: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 All [только новые]
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 0
Права: смайлы да, картинки да, шрифты да, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет