Автор | Сообщение |
|
Отправлено: 08.09.06 09:38. Заголовок: Основы православной культуры - продолжение обсуждения
Первая часть темы закрылась, прошу продолжать здесь
| |
|
Ответов - 643
, стр:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
All
[только новые]
|
|
|
Отправлено: 20.09.06 12:12. Заголовок: Re:
Val пишет: цитата: | Но носить знак принадлежноси к определённой общности и при этом категорически и демонстративно отказываться хоть в малейшей степени проявить к ней лояльнось, на мой взгляд, недопустимо. Ведь приняли в России закон, ограничивающий ноешние военной униформы гражданскими. Случай, который мы обсуждаем, в какой-то мере схож. |
| Армия - это государственный институт. Вопросы принадлежности к этому институту напрямую касаются государства. А православная церковь у нас пока еще, надеюсь, отделена от государства.
| |
|
|
Отправлено: 20.09.06 12:17. Заголовок: Re:
Действительно, крест ведь может носить и неправославный христианин, вполне обоснованно не жалающий изучать Основы православной культуры.
| |
|
Val
|
| постоянный участник
|
|
|
Отправлено: 20.09.06 12:22. Заголовок: Re:
Alaricus пишет: цитата: | Действительно, крест ведь может носить и неправославный христианин, вполне обоснованно не жалающий изучать Основы православной культуры. |
| Разумеется. Если это так - то человек должен быть освобождён от ОПК.
| |
|
Val
|
| постоянный участник
|
|
|
Отправлено: 20.09.06 12:23. Заголовок: Re:
Aelia пишет: цитата: | А православная церковь у нас пока еще, надеюсь, отделена от государства. |
| Отделена. Однако вопросы воспитания от государственной школы у нас не отделены.
| |
|
AlterEgo
|
| постоянный участник
|
|
|
Отправлено: 20.09.06 12:25. Заголовок: Re:
Val пишет: цитата: | Однако вопросы воспитания от государственной школы у нас не отделены. |
|
А вопросы религиозного воспитания отделены?
| |
|
Val
|
| постоянный участник
|
|
|
Отправлено: 20.09.06 12:36. Заголовок: Re:
Aelia цитата: | Так вот, я спрашиваю: какое государству (региональной администрации) дело до того, сколько граждан России крестят своих детей и зачем они это делают? |
| Отвечаю. Предположим, некая региональная администарция решила использовать своё право на введение регионального образовательного компонента. Имеет она на это право? - Имеет. Далее. Она решила, что этот компонент будет включать в себя информацию (культурологического хароактера) о той религии, которую исповедует подавляющее большинство граждан этого региона. На это она имеет право? - Да. С этой т. зрения ей важно знать: что же эо за религия? И количество крещёных может дать ответ на этот вопрос. цитата: | Предположим, мы говорим о взрослом человеке, а не о ребенке. |
| Предположим. Тогда всё, что я писал ранее, разумеется, теряет смысл. Ибо государство берёт на себя обязательства на обучение и воспитание детей, но не взрослых. Поэтому взросые могут носить на груди всё, что хотят. Учащимся же в школе это может быть запрещено. цитата: | Что же касается детей, то решение об их религиозном воспитании должны принимать родители. Вам так не кажется? И если родители по каким-то причинам считают, что их дети должны быть крещены в православие, но при этом возражают против посещения ОПК – то что государство может им возразить? Спросить – «А зачем же вы крестили ребенка?» А родители на это должны ответить: «А это наше личное дело, мы не обязаны перед вами отчитываться». Думаю, что этим вопрос должен быть исчерпан. |
| С посылом, что решение о религиозном воспитании детей лежит на родителях, я согласен. А вот с тем, что из этого посыла следует единственно возможный вывод, который Вы сформулировали - нет. Вы высказали своё мнение, основанное на исповедуемой Вами идеологии. Повторяю, это - Ваше право. Однако Вы должны бытьготовы к тому, что государство имеет на этот счёт своё мнение, не совпадающее с Вашим и (самое главное!) - это его мнение не противоречит закону. цитата: | Я пока не слышала удовлетворительных обоснований решения об обязательности ОПК и потому считаю, что это решение достойно осуждения. |
| Ну осуждайте - кто же Вам мешает! Вопрос заключается лишь в том - способно ли это Ваше осуждение изменить ситуцию? цитата: | Почему никак? Он может сказать: изучение ОПК противоречит моим религиозным убеждениям. Или: я не считаю себя православным. Или: я не доверяю православной церкви и не хочу с ней иметь ничего общего. А вот про крещение я Вам ничего не скажу, ибо Вас это не касается. |
| В таком случае я задам ему вопрос: "А вот я вижу, что на Вас надет крест. Почему Вы его носите?"
| |
|
Val
|
| постоянный участник
|
|
|
Отправлено: 20.09.06 12:38. Заголовок: Re:
Aelia пишет: цитата: | Так как Вы проконтролируете факт снятия креста (и вообще факт его наличия, если под одеждой он не виден)? |
| Очень просто: виден крест или же нет. Требовать от учащегося раздеться я, естественно, права не имею.
| |
|
Val
|
| постоянный участник
|
|
|
Отправлено: 20.09.06 12:39. Заголовок: Re:
AlterEgo пишет: цитата: | А вопросы религиозного воспитания отделены? |
| Да, конечно.
| |
|
|
Отправлено: 20.09.06 13:03. Заголовок: Re:
Val пишет: цитата: | Очень просто: виден крест или же нет. Требовать от учащегося раздеться я, естественно, права не имею. |
| Таким образом, крест в школе можно носить тайно, а вне школы - открыто. И всё же, мне кажется, обязательность посещения уроков ОПК в зависимости от наличия креста не имеет никаких оснований. Да, допустим, ребенок был крещен - но разве при совершении этого таинства на него возлагается обязанность изучения ОПК? Кроме того, ношение креста само по себе не есть еще признакнепременной принадлежности к православия или вообще к христианству. Надеюсь, крест не запатентован?
| |
|
|
Отправлено: 20.09.06 13:34. Заголовок: Re:
цитата: | Отвечаю. Предположим, некая региональная администарция решила использовать своё право на введение регионального образовательного компонента. Имеет она на это право? - Имеет. Далее. Она решила, что этот компонент будет включать в себя информацию (культурологического хароактера) о той религии, которую исповедует подавляющее большинство граждан этого региона. На это она имеет право? - Да. С этой т. зрения ей важно знать: что же эо за религия? И количество крещёных может дать ответ на этот вопрос. |
| Т.е., Вы имеете в виду, что количество крещеных может быть использовано как показатель количества православных в регионе? Да, с этим я не спорю, и оно действительно так используется. Корректность данного показателя мне более чем сомнительна. Т.е, такое обоснование обязательности ОПК действительно можно услышать, но оно крайне уязвимо для критики. Почему уязвимо – здесь уже достаточно говорилось. Но это – одна постановка вопроса. И совершенно другая постановка вопроса – говорить о том, что жители региона крестят детей, но не хотят давать им знания о православии. А следовательно, государство должно само дать им эти знания – и обязать тех, кто крещен, посещать эти уроки. По-моему, такое рассуждение еще более сомнительно. Если родители не хотят – то какое до этого дело государству? Val пишет: цитата: | Учащимся же в школе это может быть запрещено. |
| Опять-таки, запрет на открытое ношение в школах символов религиозного культа я вполне могу понять. Кажется, во Франции в свое время была такая история. Хотя смысл подобного запрета мне не очень ясен. Но обязывать тех, кто открыто носит кресты, посещать ОПК, а остальных освобождать от этого предмета? Это что же – наказание такое получается за нарушение общешкольной дисциплины? Val пишет: цитата: | Однако Вы должны бытьготовы к тому, что государство имеет на этот счёт своё мнение, не совпадающее с Вашим и (самое главное!) - это его мнение не противоречит закону. |
| Видите ли, государство приводит некоторые обоснования своих действий (т.е., введения обязательности ОПК). Зачем оно это делает? Очевидно – чтобы убедить несогласных. Одно из возможных обоснований Вы сейчас реконструируете. Так вот, меня оно совершенно не убеждает. Если оно не покажется убедительным не только мне, но и большинству несогласных – то есть ли смысл государству вообще его озвучивать? Или стоит придумать что-то более убедительное? Что же касается законности, то она мне не вполне очевидна. Скажем так, это вопрос неоднозначный. Я не могу уверенно утверждать, что это явное нарушение закона, но и не могу уверенно утверждать, что нарушения здесь нет. В конце концов, если обучение религии запрещено – то почему именно «Основы православной культуры»? Чем вызвано именно такое выделение предмета изучения? цитата: | В таком случае я задам ему вопрос: "А вот я вижу, что на Вас надет крест. Почему Вы его носите?" |
| Ну, если Вы видите крест, то тогда и спрашивать о том, крещен ли человек, не имеет смысла. Val пишет: цитата: | Очень просто: виден крест или же нет. Требовать от учащегося раздеться я, естественно, права не имею. |
| А как Вы думаете: многие ли из тех, кто демонстративно носят крест поверх одежды, откажутся изучать ОПК? Я думаю, что таких как раз будут единицы, ибо для них принадлежность к православию – это компонент самоидентификации (независимо от того, сколько они об этом православии реально знают).
| |
|
Val
|
| постоянный участник
|
|
|
Отправлено: 20.09.06 13:42. Заголовок: Re:
Alaricus пишет: цитата: | Да, допустим, ребенок был крещен - но разве при совершении этого таинства на него возлагается обязанность изучения ОПК? |
| На этом вопросе я уже останавливался подробно выше и не вижу смысла повторяться.
| |
|
|
Val
|
| постоянный участник
|
|
|
Отправлено: 20.09.06 14:06. Заголовок: Re:
Aelia цитата: | Т.е, такое обоснование обязательности ОПК действительно можно услышать, но оно крайне уязвимо для критики. Почему уязвимо – здесь уже достаточно говорилось. |
| Возможно, это прошло мимо моего внимания, но я этого не увидел. Почему уязвимо? цитата: | Если родители не хотят – то какое до этого дело государству? |
| Я уже ответил на это. Потому что государство реализует через публичные школы функцию воспитания будущих граждан вне зависимости от желания родителей. цитата: | Но обязывать тех, кто открыто носит кресты, посещать ОПК, а остальных освобождать от этого предмета? Это что же – наказание такое получается за нарушение общешкольной дисциплины? |
| Совершенно извращённая логика, на мой взгляд. Выше уже говорилось, чо, приняв решение об обязательности ОПК. государство тем самым уже обязало школьников посещать эти уроки. Так что вопрос о наказании отпадает сам собой уже на этой стадии. Ибо всеобщее наказание уже наказанием не является, а является нормой. Далее. Поскольку говорилось, что у некторых (а возможно, что и у многих) школьников есть этические и прочие противопоказания к посещенгию этих уроков, то государство обязано предоставить для них возможность соотвествующего освобождения. Оданко просьба об освобождении должна быть мотивирована. Я говорю о том, что крещёным в православие мотивировать эту свою просьбу будет довольно сложно, а следовательно - и шансов на её удовлетворение у них меньше. цитата: | Так вот, меня оно совершенно не убеждает. Если оно не покажется убедительным не только мне, но и большинству несогласных – то есть ли смысл государству вообще его озвучивать? Или стоит придумать что-то более убедительное? |
| Я всё же остаюсь придерживаюсь того мнения, что мне удастся убедить Вас (а возможно - и других). Основанием для этого служит то, что, насколько я вижу, Вы пока не совсем адеквтно воспринимаете мою позицию. Вот если я увижу, что Вы её начали воспринимать адекватно, но, тем не менее, всё равно с ней несогласны -тогда моя совесть будет чиста. цитата: | Что же касается законности, то она мне не вполне очевидна. Скажем так, это вопрос неоднозначный. |
| Да, мы об этом уже говорили. цитата: | В конце концов, если обучение религии запрещено – то почему именно «Основы православной культуры»? Чем вызвано именно такое выделение предмета изучения? |
| Я уже писал об этом (да и само государство этот тезис озвучивает): потому что так идентифицирует себя подавляющее большнство жителей этих областей. Почему школьники должны учить наизусть Пушкина и Чехова, а не Гёте или Шекспира? По этой же причине. цитата: | Ну, если Вы видите крест, то тогда и спрашивать о том, крещен ли человек, не имеет смысла. |
| Соверешнно верно. Либо человек подтвердит моё предположение, либо прибегнет к наглому вранью, которое не составит труда разоблачить. Так что я в этой полемике - победитель по любому. цитата: | А как Вы думаете: многие ли из тех, кто демонстративно носят крест поверх одежды, откажутся изучать ОПК? Я думаю, что таких как раз будут единицы, ибо для них принадлежность к православию – это компонент самоидентификации (независимо от того, сколько они об этом православии реально знают). |
| Конечно. Именно это и требуется доказать.
| |
|
|
Отправлено: 20.09.06 15:22. Заголовок: Re:
цитата: | Возможно, это прошло мимо моего внимания, но я этого не увидел. Почему уязвимо? |
| Ну хотя бы потому что многие из тех, кто крещены, совершенно четко идентифицируют себя не с православием, а с какой-то иной конфессией или же атеизмом/агностицизмом. Они же не могут отменить факт крещения. Во-вторых, у самой церкви, по-моему, не столь однозначное отношение к данному критерию. Церковь его использует, в вопросах, подобных ОПК. Но в иных случаях (скажем, когда обсуждается отлучение Льва Толстого, или еще какой-то подобный случай) церковь занимает совсем иную позицию. В частности, в ответ на вопрос: «А как это вы определяете, православный человек или неправославный, если он сам себя идентифицирует как православный» - они говорят: «А у нас есть четкие критерии. Православный человек должен исповедовать Символ веры и причащаться». В частности, именно этот ответ в свое время звучал на Хисторике. цитата: | Потому что государство реализует через публичные школы функцию воспитания будущих граждан вне зависимости от желания родителей. |
| Воспитательная функция в данном случае состоит в том, что ученик должен решить дилемму: либо снять крест, либо учить ОПК. Я правильно понимаю? Если да, то у меня два возражения. Прежде всего, я продолжаю считать, что государству не должно быть никакого дела до мотивов, по которым люди носят крест. Может быть, человек считает, что крест придает ему силы и защищает от болезней. Почему он не имеет права придерживаться этого суеверия? Почему он не имеет права учить этому своих детей? В конце концов, это убеждение в той же мере эмпирически необоснованно, что и убеждение, будто принадлежность к православной церкви спасает душу. Это, повторяю, область личных религиозных чувств, куда государство не должно вторгаться. Если оно хочет учить детей ответственности за свое поведение – пусть учит на каком-то другом материале. Во-вторых, опять же, получается, что факт крещения меняет правовое положение человека. Получается, что человек некрещеный имеет право отказаться от изучения ОПК (и его отказ должен быть принят во внимание), а крещеный не имеет такого права. В государстве, от которого отделена религия, таких ситуаций возникать не должно. цитата: | Я всё же остаюсь придерживаюсь того мнения, что мне удастся убедить Вас (а возможно - и других). |
| Всегда пожалуйста, с удовольствием Вас послушаю. Но вы пишете: «Однако Вы должны бытьготовы к тому, что государство имеет на этот счёт своё мнение, не совпадающее с Вашим и (самое главное!) - это его мнение не противоречит закону». Конечно, я к этому готова. Но, коль скоро государство приводит какие-то обоснования своих действий – значит, оно стремится изменить мое мнение. Так что факт отличия моего мнения от государственного все же имеет определенное значение. цитата: | В конце концов, если обучение религии запрещено – то почему именно «Основы православной культуры»? Чем вызвано именно такое выделение предмета изучения? Я уже писал об этом (да и само государство этот тезис озвучивает): потому что так идентифицирует себя подавляющее большнство жителей этих областей. Почему школьники должны учить наизусть Пушкина и Чехова, а не Гёте или Шекспира? По этой же причине. |
| Нет, тут есть разница. Пушкин и Чехов – это представители культуры данной страны. Безотносительно к религии. Критерии отбора здесь – не религиозные. Они, с одной стороны, политико-географические, с другой стороны – культурно-языковые. Все эти вещи государством признаются. У нас есть и территория, и гражданство, и государственный язык, и министерство культуры… А вот религия от государства отделена. Изучение российской культуры не вызывало бы у меня возражений. Но расчленение этой культуры на православную или неправославную я считаю необоснованным. Вернее – обоснованным только идеологически. цитата: | Соверешнно верно. Либо человек подтвердит моё предположение, либо прибегнет к наглому вранью, которое не составит труда разоблачить. |
| Т.е., если Вы не видите креста и человек говорит, что не считает себя православным – то Вы ему поверите на слово? Ну так среди тех, кто крещен, но откажется от ОПК, таких будет подавляющее большинство. Большинство этих самых «православных протестантов» или «советских агностиков» (т.е., людей, которые крестятся и называют себя православными, но о православии ничего не знают и не хотят знать) не носят кресты либо носят их под одеждой. Тогда какой смысл вводить факт крещения в качестве критерия? Не проще ли просто сказать: кто не желает изучать этот предмет по религиозным соображениям – можете не изучать.
| |
|
Val
|
| постоянный участник
|
|
|
Отправлено: 20.09.06 15:55. Заголовок: Re:
Aelia цитата: | Ну хотя бы потому что многие из тех, кто крещены, совершенно четко идентифицируют себя не с православием, а с какой-то иной конфессией или же атеизмом/агностицизмом. Они же не могут отменить факт крещения. |
| Факт крещения отменить не могут, но крест-то снять могут. Я об этом говорю. цитата: | Во-вторых, у самой церкви, по-моему, не столь однозначное отношение к данному критерию. |
| Позиция церкви в данном случае меня интересует в последнюю очередь. Я говорю о позиции директора государственной светской школы. цитата: | Воспитательная функция в данном случае состоит в том, что ученик должен решить дилемму: либо снять крест, либо учить ОПК. Я правильно понимаю? |
| Да, верно. На мой субъективный взгляд, она состоит именно в этом. цитата: | Прежде всего, я продолжаю считать, что государству не должно быть никакого дела до мотивов, по которым люди носят крест. Может быть, человек считает, что крест придает ему силы и защищает от болезней. Почему он не имеет права придерживаться этого суеверия? |
| Например, потому, что этот крест был одет ему в ходе определённого ритуала имеющего строго определяемый канонический смысл. Но дело не в этом. Как раз этот Ваш вопрос укрепляет меня во мнении, что Вы неадекватно воспринимаете мою позицию. Попробую пояснить. Я согласен с Вами, что государству не должно быть дела до мотивов ношения креста. Однако мы разбираем конкретную ситуацию. В данной ситуации важно - почему человек носит крест. Я бы на мете диретора поступил так. Утвердил бы правила внутреннего распорядка, запрещающий ношение украшений (многие школы так делают). После этого у человека, носящего крест, остаётся два выхода: либо снять крест, либо утверждать, что тот крест, который он носит, не имеет функции украшения, а является знаком его принадлежности к Православию, частью христианской души и т.д. Однако в этом случае, разумеется, у него нет никаких убедительных оснований не ходить на уроки ОПК. цитата: | Во-вторых, опять же, получается, что факт крещения меняет правовое положение человека. Получается, что человек некрещеный имеет право отказаться от изучения ОПК (и его отказ должен быть принят во внимание), а крещеный не имеет такого права. В государстве, от которого отделена религия, таких ситуаций возникать не должно. |
| Нет, это не так, и я уже писал об этом. Никакого изменения правового положения не происходит. Происходит коррекция учебной программы применительно к личным особенностям ученика. Точно также, как освобождение от физкультуры по состоянию здоровья никто не трактует как изменение правового положения. Я с таким не сталкивался, по крайней мере. цитата: | Нет, тут есть разница. Пушкин и Чехов – это представители культуры данной страны. Безотносительно к религии. Критерии отбора здесь – не религиозные. Они, с одной стороны, политико-географические, с другой стороны – культурно-языковые. Все эти вещи государством признаются. У нас есть и территория, и гражданство, и государственный язык, и министерство культуры… А вот религия от государства отделена. Изучение российской культуры не вызывало бы у меня возражений. Но расчленение этой культуры на православную или неправославную я считаю необоснованным. Вернее – обоснованным только идеологически. |
| Разумеется, здесь мы имеем идеологичекое обоснование, спориь с этим абсурдно. Однако это идеологическое обоснование лежит вполне в русле как международной практики, так и особенностей нашего государства. Т.е. ничего из ряда вон выходящего, означающего резкое изменение его политики в нашем случае не наблюдается. Да, государство проявляет некоторую долю волюнтаризма в определении того - что явлояется культурными основами нашей жизни. Но оно (как и любое другое государство, между прочим) это делает в массе случаев. А почему надо учить Пушкина? А я не хочу учить Пушкина, ибо на дух не переношу его творчество и не считаю его "нашим всем"! Очень хорошо, но Пушкин внесён в обязательную программу и тебе придётся пожертвовать своими личными предпочтениями... цитата: | Т.е., если Вы не видите креста и человек говорит, что не считает себя православным – то Вы ему поверите на слово? |
| Разумется. Людям вообще надо верить - это основы и этики вообще и педагогической этики в частности... цитата: | Не проще ли просто сказать: кто не желает изучать этот предмет по религиозным соображениям – можете не изучать. |
| А почему бы в таком случае не перенести этот принцип и на все прочие предметы тоже?
| |
|
|
Отправлено: 20.09.06 16:22. Заголовок: Re:
Val пишет: цитата: | А вот с атеистами (воинствующими), как правило, картина другая. Т.е. человенк весь из себя как бы образованный, высококультурный и т.д. А как про религию заведёт - так просто уши вянут. Не хочу ничего плохого сказать про участников нашщей дискуссии, но тут эта тенденция также просматривается. |
| Очень хочется поспорить, но только что дал Обет :)
| |
|
Ответов - 643
, стр:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
All
[только новые]
|
|
|