Автор | Сообщение |
|
Отправлено: 27.05.06 23:19. Заголовок: Рекрутинг и религия
В одном глянцевом журнале наткнулся на интервью Далай ламы XIV Тенцзина Гьяцо, который говорит буквально следующее (Элии должно понравиться ): цитата: | Большинству людей возможно вообще не нужна религия. Главное - быть хорошим, добрым человеком. |
| Попробовал представить такую фразу в устах христианского или мусульманского иерарха и не смог...
|
|
|
Ответов - 142
, стр:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
All
[только новые]
|
|
|
| постоянный участник
|
|
|
Отправлено: 27.05.06 23:24. Заголовок: Re:
Так, сансара же. Буддистам можно не беспокоиться особо о душах окружающих, рано или поздно, они все должны принять Учение. А случится это в текущем воплощении или через сотню-другую жизней - неважно.
|
|
|
|
| постоянный участник
|
|
|
Отправлено: 28.05.06 04:08. Заголовок: Re:
цитата: | Большинству людей возможно вообще не нужна религия. Главное - быть хорошим, добрым человеком. Попробовал представить такую фразу в устах христианского или мусульманского иерарха и не смог... |
| Ибо сие есть ложь!
|
|
|
|
| постоянный участник
|
|
|
Отправлено: 28.05.06 09:22. Заголовок: Re:
Вот задался вопросом - можно ли считать такую постановку проблемы проявлением глобализации?
|
|
|
|
| постоянный участник
|
|
|
Отправлено: 28.05.06 11:05. Заголовок: Re:
Михаил_З пишет: Это субъективное мнение, уважаемый Михаил.
|
|
|
|
| постоянный участник
|
|
|
Отправлено: 28.05.06 11:13. Заголовок: Re:
Мысль Далай-ламы совершенно справедливая. А то, что Янус wrote: цитата: | Попробовал представить такую фразу в устах христианского или мусульманского иерарха и не смог... |
| ну так это этих иерархов не красит.
|
|
|
|
| постоянный участник
|
|
|
Отправлено: 28.05.06 15:45. Заголовок: Re:
Да, нет никакой разницы между Далай ламой и любым христианским или мусульманским иерархом. Все они считают, что спасение возможно исключительно через их учение, но с христианской или мусульманской точки зрения человек должен принять учение до конца своей жизни, иначе он будет проклят. Для буддиста главное, чтобы человек не испортил карму и остался человеком в следующем воплощении. Поэтому, для него достаточно, чтобы человек был добрым и хорошим.
|
|
|
|
| постоянный участник
|
|
|
Отправлено: 28.05.06 16:57. Заголовок: Re:
Михаил_З wrote: цитата: | цитата: Большинству людей возможно вообще не нужна религия. Главное - быть хорошим, добрым человеком. Попробовал представить такую фразу в устах христианского или мусульманского иерарха и не смог... Ибо сие есть ложь! |
| В чем ложь-то? В том, что главное - быть хорошим и добрым человеком?
|
|
|
|
Отправлено: 28.05.06 19:18. Заголовок: Re:
Янус пишет: цитата: | В одном глянцевом журнале наткнулся на интервью Далай ламы XIV Тенцзина Гьяцо, который говорит буквально следующее (Элии должно понравиться ): цитата: Большинству людей возможно вообще не нужна религия. Главное - быть хорошим, добрым человеком. |
| Прошу прощения, но разве я когда-то говорила, что большинству людей не нужна религия?
|
|
|
|
| постоянный участник
|
|
|
Отправлено: 28.05.06 19:30. Заголовок: Re:
цитата: | Большинству людей возможно вообще не нужна религия. Главное - быть хорошим, добрым человеком. |
| Это в очередной раз доказывает, что буддизм не религия, а лишь философия. Впрочем и конфуцианство тоже.
|
|
|
|
| постоянный участник
|
|
|
Отправлено: 28.05.06 20:04. Заголовок: Re:
Почему? Вполне нормальная религия, как и конфуцианство. С мощной риуальной составляющей и всеми религиозными атрибутами.
|
|
|
|
| постоянный участник
|
|
|
Отправлено: 28.05.06 20:14. Заголовок: Re:
Одна из монотеистический релгий, в частности, иудаизм, признает , что прежде всего, необходимо быть "хорошим человеком". цитата: | Дэрэх эрэц кадма лэ Тора Достойное поведение - прежде Торы |
| Жаль, что все свелось к обрядности. Люди почему-то забыли об этом постулате и предпочитают отдавать первенство внешним атрибутам религии, игнорируя праведный путь. Хотя, ничего странного в этом нет . Легче соблюдать внешние заповеди, чем думать, чувствовать и любить. А разве главный принцип Торы "Не делай ближнему того, что ненавистно тебе самому" - не говорит о том, что прежде всего необходимо быть хорошим человеком? Религия нужна не всем. Но это не значит, что она не нужна в принципе. Но, с религией или без нее, прежде всего, мы должны оставаться людьми.
|
|
|
|
|
| постоянный участник
|
|
|
Отправлено: 28.05.06 20:32. Заголовок: Re:
naty knight wrote: цитата: | "Не делай ближнему того, что ненавистно тебе самому" - не говорит о том, что прежде всего необходимо быть хорошим человеком? |
| Нет. Он говорит о том, что нельзя быть плохим человеком
|
|
|
|
| постоянный участник
|
|
|
Отправлено: 28.05.06 20:45. Заголовок: Re:
nan kan wrote: цитата: | Почему? Вполне нормальная религия, как и конфуцианство. С мощной риуальной составляющей и всеми религиозными атрибутами. |
| В буддизме и конфуцианстве нет Бога или пантеона богов. Поэтому они так совместимы с индуизмом, синтоизмом, язычеством, шаманизмом и друг с другом. Нет загробной жизни. Есть только четкий кодекс поведения и разработанная философская система как добиться просветления. Всё. Обожествление Будды формально, т.к. он не творец, не создатель, не способен изменить мир. Если это считать религией - тогда коммунизм или битломания, например, тоже религии.
|
|
|
|
| постоянный участник
|
|
|
Отправлено: 28.05.06 22:03. Заголовок: Re:
цитата: | В буддизме и конфуцианстве нет Бога или пантеона богов. |
| Конфуцианство, как и даосизм, довольно тесно связано с древними анимистическими культами, соответственно, в нем производится поклонение не богам, а духам предков. В буддизме обожествлены Будда и бодхисатвы. цитата: | Обожествление Будды формально, т.к. он не творец, не создатель, не способен изменить мир. |
| Ох... Насколько я понимаю, в некоторых направлениях Будда обретает черты надмировой сущности, присущей всему и существующей вечно. Он не Творец, поскольку вопросы Творения вынесены в буддизме "за скобки", но его власть, заключенная в Учении, довольно сильна. Э? А сансара-нирвана как же? Правда, Нирвану, конечно, можно понимать и как небытие, но круг перерождений играет значительную роль в буддийской идеологии. Собственно, суть буддизма и состоит в правильной подготовке себя к посмертному существованию, с целью досижения или Нирваны или более высокого воплощения. А конфуцианство, как близкое к анимизму, вводит человека после смерти в круг духов. То есть, задача человека при жизни относится к духам так, как он хочет, чтобы его потомки относились к его духу. цитата: | Есть только четкий кодекс поведения и разработанная философская система как добиться просветления. |
| И ритуалы, не имеющие отношения к философской системе.
|
|
|
|
| постоянный участник
|
|
|
Отправлено: 28.05.06 22:31. Заголовок: Re:
Nan Kan wrote: цитата: | Конфуцианство, как и даосизм, довольно тесно связано с древними анимистическими культами, соответственно, в нем производится поклонение не богам, а духам предков. В буддизме обожествлены Будда и бодхисатвы. |
| Об этом я и говорю. Конфуцианство и анимизм существуют паралельно. Но это не значит, что в конфуцианстве есть боги. Атеист вполне может быть конфуцианцем, не веря ни в каких духов, а просто руководствуясь учением Конфуция (простого человека и даже не бога). Будда обожествлен, верно. Но можно ли ему молиться? Nan Kan wrote: цитата: | Ох... Насколько я понимаю, в некоторых направлениях Будда обретает черты надмировой сущности, присущей всему и существующей вечно. Он не Творец, поскольку вопросы Творения вынесены в буддизме "за скобки", но его власть, заключенная в Учении, довольно сильна. |
| В чем его сила? Что Будда может изменить мир, созданый не им? Обожествление личности не значит, что это религия. Философия - да, религия - нет.Nan Kan wrote: Коммунисты вот обожествили Ленина. Даже мавзолей ему построили. Считать ли коммунизм религией как буддизм? цитата: | А сансара-нирвана как же? |
| Это не загробная жизнь. Будда сидел под деревом 7 лет и достиг нирваны и не умер, а потом ходил и проповедовал своё учение. цитата: | И ритуалы, не имеющие отношения к философской системе. |
| Мало ли какие ритуалы. Ритуал военной присяги - это часть какой-то религии?
|
|
|
|
| постоянный участник
|
|
|
Отправлено: 28.05.06 23:01. Заголовок: Re:
цитата: | Об этом я и говорю. Конфуцианство и анимизм существуют паралельно. Но это не значит, что в конфуцианстве есть боги. Атеист вполне может быть конфуцианцем, не веря ни в каких духов, а просто руководствуясь учением Конфуция (простого человека и даже не бога). |
| Неа, не получится... Ритуалы поклонения духам предков в конфуцианстве обязательны. А будет ли атеист поклоняться духам? Кстати, конфуцианство не параллельно анимизму, а вырастает из него. цитата: | В чем его сила? Что Будда может изменить мир, созданый не им? Обожествление личности не значит, что это религия. Философия - да, религия - нет. Коммунисты вот обожествили Ленина. Даже мавзолей ему построили. Считать ли коммунизм религией как буддизм? |
| Гхм... Царевич из рода Шакьев объявляется единосущным некоей непостижимой силе, пребывающей в мире вечно, сын плотника из Галилеи объявляется единосущным Богу. В чем разница? цитата: | Это не загробная жизнь. Будда сидел под деревом 7 лет и достиг нирваны и не умер, а потом ходил и проповедовал своё учение. |
| Будда достиг Просветления, а не Нирваны. Кстати, а круг воплощений чем не загробная жизнь?
|
|
|
|
Отправлено: 29.05.06 09:48. Заголовок: Re:
Aelia пишет: цитата: | Прошу прощения, но разве я когда-то говорила, что большинству людей не нужна религия? |
| Я имел в виду вторую часть высказывания.
|
|
|
|
Отправлено: 29.05.06 10:32. Заголовок: Re:
Михаил_З wrote: цитата: | Попробовал представить такую фразу в устах христианского или мусульманского иерарха и не смог... Ибо сие есть ложь! |
| Хорошим можешь ты не быть, Но православным быть обязан!
|
|
|
|
| постоянный участник
|
|
|
Отправлено: 29.05.06 10:44. Заголовок: Re:
johnny пишет: цитата: | Михаил_З wrote: цитата: Попробовал представить такую фразу в устах христианского или мусульманского иерарха и не смог... Ибо сие есть ложь! Хорошим можешь ты не быть, Но православным быть обязан! |
|
Неправильно.
|
|
|
|
| постоянный участник
|
|
|
Отправлено: 29.05.06 10:47. Заголовок: Re:
Ложь, надо полагать, в том, что болшинству людей не нудна религия, так как нельзя быть по-настояшему хорошим человеком не будучи религиозным. Религия предалагает систему моральных норм, от которой свободен человек нерелигиозный.
|
|
|
|
Отправлено: 29.05.06 11:06. Заголовок: Re:
Почему же нельзя? Можно ни разу в жизни не зайти в церковь и при этом творить добро и любить людей. Я не вижу противоречия. Я знаю многих людей, которые живут праведной жизнью, руководствуясь не религиозными нормами, а определённой жизненной философией.
|
|
|
|
|
| постоянный участник
|
|
|
Отправлено: 29.05.06 11:19. Заголовок: Re:
Янус пишет: Я тоже не вижу. Скажу больше - я видел слишком много религиозных людей, весьма далеких от праведности. Но они сами, увы, так не считают. Для них понятия "религиозный" и "положительный" являются синонимами. Янус пишет: цитата: | руководствуясь не религиозными нормами, а определённой жизненной философией. |
| Религиожный человек на это скажет, что такого не может быть, что все моральные нормы взяты из религии, и если человек утверждает, что не религиозжен, стало быть, свободен от моральных норм. А в добродетель жизненной философии религиозные не верят. Это - искушение дьявольское.
|
|
|
|
Отправлено: 29.05.06 11:27. Заголовок: Re:
Интересно, а что они скажут на то, что религиозные нормы выросли из моральных норм, выработанных предыдущими (условно "дорелигиозными") поколениями?
|
|
|
|
| постоянный участник
|
|
|
Отправлено: 29.05.06 11:30. Заголовок: Re:
Скажут, что это вранье. Что нормы даны были Богом изначально и все такое.
|
|
|
|
| постоянный участник
|
|
|
Отправлено: 29.05.06 11:40. Заголовок: Re:
Забавные Вы. Неужели и вправду так мало знаете о религии, которую обсуждаете? Михаил сказал "сие есть ложь" потому, что, согласно христианской вере, человек спасается не хорошим поведением или исполнением заповедей или еще какими делами, и уж тем более не формальным членством в какой-либо (пусть даже и Православной) церкви.
|
|
|
|
Отправлено: 29.05.06 11:58. Заголовок: Re:
Человек в христианстве спасается искренней верой - это очевидно. Вопрос в том, можно ли быть невовлечённым ни в какую религию и при этом спастись.
|
|
|
|
| постоянный участник
|
|
|
Отправлено: 29.05.06 11:59. Заголовок: Re:
Янус пишет: цитата: | Человек в христианстве спасается искренней верой - это очевидно |
|
Верой во что? цитата: | Вопрос в том, можно ли быть невовлечённым ни в какую религию и при этом спастись. |
|
Возвращаемся к вопросу, что значит "спастись" и как это происходит?
|
|
|
|
| постоянный участник
|
|
|
Отправлено: 29.05.06 12:12. Заголовок: Re:
Артемий wrote: цитата: | цитата: Вопрос в том, можно ли быть невовлечённым ни в какую религию и при этом спастись. Возвращаемся к вопросу, что значит "спастись" и как это происходит? |
| Заковыристо!...
|
|
|
|
Отправлено: 29.05.06 12:13. Заголовок: Re:
Артемий, Я понимаю "спасение" как соединение души после физической смерти тела с Богом, Абсолютом - термин тут вряд ли важен.
|
|
|
|
Отправлено: 29.05.06 12:22. Заголовок: Re:
Соединение в какой степени?
|
|
|
|
Отправлено: 29.05.06 12:29. Заголовок: Re:
Откуда же я могу знать? Я только предполагаю.
|
|
|
|
|
| постоянный участник
|
|
|
Отправлено: 29.05.06 12:40. Заголовок: Re:
Янус пишет: цитата: | Я понимаю "спасение" как соединение души после физической смерти тела с Богом |
|
А какова альтернатива, по-вашему?
|
|
|
|
Отправлено: 29.05.06 12:48. Заголовок: Re:
naty knight пишет: цитата: | Ложь, надо полагать, в том, что болшинству людей не нудна религия, так как нельзя быть по-настояшему хорошим человеком не будучи религиозным. Религия предалагает систему моральных норм, от которой свободен человек нерелигиозный |
| Ну уж это то очевидно неверно! Человек нерелигиозный свободен от морального императива - возведения системы моральных норм к высшему божеству, но не от самих норм. Разница только в том, что нерелигиозный, обыкновенный порядочный человек выполнянт их не за страх - а за совесть. Не из страха перед адом, а просто благодаря собственной порядочности.
|
|
|
|
Отправлено: 29.05.06 13:08. Заголовок: Re:
Артемий А, сразу не понял. Альтернатива - если "не-спасение"? В разных религиях это зафиксировано по-разному, допустим, у христиан как чистилище. Я думаю, что Бог даёт шанс всем. Чем быстрее душа после смерти придёт к Богу, тем быстрее она с ним воссоединится.
|
|
|
|
| постоянный участник
|
|
|
Отправлено: 29.05.06 14:07. Заголовок: Re:
какое такое "чистилище"? Не еретичствуйте!
|
|
|
|
Отправлено: 29.05.06 14:22. Заголовок: Re:
Странно, конечно, но те христиане, которые говорят о чистилище, опираются на те же самые документы, которые используете Вы. Между собой как-нибудь договоритесь...
|
|
|
|
| постоянный участник
|
|
|
Отправлено: 29.05.06 14:49. Заголовок: Re:
Янус пишет: цитата: | Альтернатива - если "не-спасение"? В разных религиях это зафиксировано по-разному, допустим, у христиан как чистилище. |
|
У христиан как ад. Чистилище -- это несколько иное. А Иисус Христос, по-вашему, кто?
|
|
|
|
Отправлено: 29.05.06 15:03. Заголовок: Re:
Я не совсем понимаю, что такое ад. Бог любит всех, разве не так? Зачем же ему устраивать вечные муки тем, кого он любит? На мой взгляд, ад - он здесь, на земле, это те страдания, которые мы сами себе устраиваем, злость, гнев, все негативные чувства. Согласитесь, за эти страдания ответственны мы сами, а не Бог. Ад - это наш собственный выбор. Я допускаю, что после смерти есть нечто подобное, но всегда зависящее от воли человека. Повторяю, как только человек будет готов воссоединиться с Богом, он тотчас же будет принят. Таково моё мнение.
|
|
|
|
| постоянный участник
|
|
|
Отправлено: 29.05.06 15:39. Заголовок: Re:
Янус пишет: цитата: | Я не совсем понимаю, что такое ад. Бог любит всех, разве не так? Зачем же ему устраивать вечные муки тем, кого он любит? |
| А Вы Книгу Иова почитайте. Там есть ответ на Ваш вопрос...
|
|
|
|
| постоянный участник
|
|
|
Отправлено: 29.05.06 15:51. Заголовок: Re:
naty knight пишет: цитата: | Ложь, надо полагать, в том, что болшинству людей не нудна религия, так как нельзя быть по-настояшему хорошим человеком не будучи религиозным. |
| Золотые слова! Это мне напомнило недавнее прошлое. Недаром же нацисты преследовали не только евреев, но и служителей культа - христиан. Им-то (нацистам) не нужна была религия... Все верно! "Я избавлю вас от химеры совести"... Откуда людям было знать - что воровать нехорошо, не убий, не укради.... Из религии. Теологи, философы сходились на том, что религия, ее функцией было освящение морали. Иммануил Кант выдвинул положение о независимости морали от религии. Тем не менее, он был убежден, что хотя "мораль отнюдь не нуждается в религии, но она неизбежно ведет к религии". А куда может забрести общество, отвергающее религию - всем известно.
|
|
|
|
| постоянный участник
|
|
|
Отправлено: 29.05.06 15:55. Заголовок: Re:
мирабелла пишет: цитата: | А куда может забрести общество, отвергающее религию - всем известно. |
|
Куда?
|
|
|
|
|
| постоянный участник
|
|
|
Отправлено: 29.05.06 16:01. Заголовок: Re:
Туда, куда забрело. Или этого мало?
|
|
|
|
| постоянный участник
|
|
|
Отправлено: 29.05.06 16:05. Заголовок: Re:
AlterEgo пишет: Поясняю. Отрицание религии было при Советской власти. (Про нацистов я уже писала) Зато был "Моральный Кодекс Строителей коммунизма". Причем многие "положения" из Кодекса - плохо прикрытые Заповеди...
|
|
|
|
| постоянный участник
|
|
|
Отправлено: 29.05.06 16:06. Заголовок: Re:
Михаил_З пишет: цитата: | Туда, куда забрело. Или этого мало? |
|
Мы же не в "Бриллиантовой руке". "Куда - туда". Куда попало общество, отвергающее религию? И не может ли попасть туда общество, религию не отвергающее?
|
|
|
|
Отправлено: 29.05.06 16:08. Заголовок: Re:
Михаил_З пишет: А куда забрело?
|
|
|
|
| постоянный участник
|
|
|
Отправлено: 29.05.06 16:11. Заголовок: Re:
AlterEgo пишет: цитата: | И не может ли попасть туда общество, религию не отвергающее |
| Может. "Талибан", например. Средневековая инквизиция.
|
|
|
|
Отправлено: 29.05.06 16:13. Заголовок: Re:
"Там же" оказалось в итоге и государство, распространившее христианство на полмира, Рим. Так что это совершенно ничего не доказывающий аргумент.
|
|
|
|
| постоянный участник
|
|
|
Отправлено: 29.05.06 16:29. Заголовок: Re:
Нет. Государство, по большому счету, может прожить без религии (Если гос-во отделено от религии). И проблем особых у государства же не будет. Но! Проблема будет у отдельно взятого человека. Что сдерживает его? Полицейский, следящий за "не укради"; страх перед карательными органами или страх перед Б-гом? "Те, кто боятся Б-га, не боятся человека".
|
|
|
|
Отправлено: 29.05.06 16:33. Заголовок: Re:
мирабелла пишет: цитата: | Проблема будет у отдельно взятого человека. |
| Мирабелла, Вы считаете, что у людей, не верящих в Бога, нет совести?
|
|
|
|
| постоянный участник
|
|
|
Отправлено: 29.05.06 16:35. Заголовок: Re:
Aelia пишет: цитата: | Вы считаете, что у людей, не верящих в Бога, нет совести? |
| Так считает большинство религиозных
|
|
|
|
| постоянный участник
|
|
|
Отправлено: 29.05.06 16:38. Заголовок: Re:
Aelia пишет: цитата: | Вы считаете, что у людей, не верящих в Бога, нет совести? |
| Ну вот, уже приписывают мне то, чего и близко нет... Я так не считаю. Поясняю. Речь шла о роли религии в становлении морали. Только и всего!
|
|
|
|
| постоянный участник
|
|
|
Отправлено: 29.05.06 16:39. Заголовок: Re:
naty knight пишет: цитата: | Так считает большинство религиозных |
| Большинство? Вы их подсчитали?
|
|
|
|
Отправлено: 29.05.06 16:42. Заголовок: Re:
Советская мораль не предусматривала религиозного воспитания детей. Между тем, она дала совершенно разные плоды - от прекрасных образцов до кошмарных. Не в религии тут дело, а в том, насколько серьёзно относятся к воспитанию своих детей конкретные родители и насколько благоприятна ситуация для этого в обществе.
|
|
|
|
| постоянный участник
|
|
|
Отправлено: 29.05.06 16:45. Заголовок: Re:
Янус пишет: цитата: | Советская мораль не предусматривала религиозного воспитания детей. Между тем, она дала совершенно разные плоды - от прекрасных образцов до кошмарных. Не в религии тут дело, а в том, насколько серьёзно относятся к воспитанию своих детей конкретные родители и насколько благоприятна ситуация для этого в обществе |
| Согласна. Но "делать жизнь с кого"? С Павлика Морозова?
|
|
|
|
Отправлено: 29.05.06 16:49. Заголовок: Re:
мирабелла пишет: цитата: | Ну вот, уже приписывают мне то, чего и близко нет... Я так не считаю. Поясняю. Речь шла о роли религии в становлении морали. Только и всего! |
| Тогда что означают Ваши слова: "Проблема будет у отдельно взятого человека"? Какая у меня проблема?
|
|
|
|
| постоянный участник
|
|
|
Отправлено: 29.05.06 16:53. Заголовок: Re:
Aelia пишет: цитата: | Тогда что означают Ваши слова: "Проблема будет у отдельно взятого человека"? Какая у меня проблема? |
| У Вас лично - может быть и никакой. А у Чикатило, допустим. "Не убий".
|
|
|
|
Отправлено: 29.05.06 16:58. Заголовок: Re:
мирабелла пишет: А у Бен Ладена нет такой проблемы? Или у каких-нибудь средневековых инквизиторов? Или у любых вообще религиозных фанатиков? Вы можете доказать, что процентное содержание серийных убийц в религиозном обществе ниже, чем в светском?
|
|
|
|
| постоянный участник
|
|
|
Отправлено: 29.05.06 17:07. Заголовок: Re:
мирабелла, Можно спросить, с каких пор вас интересует судьба "отдельного человека"? Говоря о большинстве религиозных, я имею в виду именно большинство. Мы с вами воспитывались без какоы-либо религии. И что? У вас, или у меня, или у любого другого нашего соотечественника наблюдаются проблемы с моралью?
|
|
|
|
| постоянный участник
|
|
|
Отправлено: 29.05.06 17:12. Заголовок: Re:
А чем плох Бен Ладен и инквизиторы? - это все какие-то стереотипы, на мой взгляд. Штаты, воюя с терроризмом отправили на тот свет народу больше, чем сами террористы. Идейные противники инквизиторов - это тоже зачастую не ангелы. Что-то слышал я о протестанской Швейцарии. Костры горели. Упоминали сожжения раскольников в России. А если бы те раскольники одержали верх... А процентное содержание серийных убийц должно быть меньше. Это знаяете ли порождение принципа Раскольникова, противопоставление себя обществу и удовлетворение своих потребностей и страстей любым способом.
|
|
|
|
| постоянный участник
|
|
|
Отправлено: 29.05.06 17:14. Заголовок: Re:
мирабелла пишет: цитата: | Что сдерживает его? Полицейский, следящий за "не укради"; страх перед карательными органами или страх перед Б-гом? |
|
Как Вам сказать, что сдерживает. Не страх, но уважение. Уважение к чужой жизни, к чужой собственности, к чужим мыслям, идеям, знаниям, умениям, к чужому труду, если хотите. Понимание изначального равенства человеческих существ. Не животный ужас перед вечным пламенем, а стремление к совершенствованию общества через, как пример, совершенствование самого себя. Как бы ещё пояснить? Что не ясно, спрашивайте.
|
|
|
|
| постоянный участник
|
|
|
Отправлено: 29.05.06 17:15. Заголовок: Re:
Михаил_З пишет: цитата: | Штаты, воюя с терроризмом отправили на тот свет народу больше, чем сами террористы. |
|
Порадуйте ссылочкой, пожалуйста.
|
|
|
|
Отправлено: 29.05.06 17:16. Заголовок: Re:
Михаил, Вы так лёгонько сместили акценты... А плохи они тем, что на место религиозной морали они поставили свою гаденькую псевдо-мораль, позволяющую им без особых проблем с совестью отправлять людей на смерть и умножать зло на земле.
|
|
|
|
| постоянный участник
|
|
|
Отправлено: 29.05.06 17:21. Заголовок: Re:
Aelia пишет: цитата: | А у Бен Ладена нет такой проблемы? Или у каких-нибудь средневековых инквизиторов? Или у любых вообще религиозных фанатиков? Нет, не смогу. И не собираюсь. Потому как я уже об'ясняла, что тут речь шла прежде всего о том, ЧТО религия дала морали. Вам ведь известно, что красть не хорошо, правда? Так откуда установка? Из религии. В любом обществе (религиозном или нет) есть свои чикатилы. Но! Всякий фанатик прикрываясь своей идеей или религией творит зло. Aelia пишет: [quote]Вы можете доказать, что процентное содержание серийных убийц в религиозном обществе ниже, чем в светском? |
| В каком религиозном обществе? В общем? Или среди христиан? Или приверженцев культа вуду? Или среди мусульман?
|
|
|
|
| постоянный участник
|
|
|
Отправлено: 29.05.06 17:23. Заголовок: Re:
naty knight пишет: цитата: | мирабелла, Можно спросить, с каких пор вас интересует судьба "отдельного человека"? |
| Меня не интересует проблема "отдельного человека". Вы невнимательно читаете мои посты.
|
|
|
|
| постоянный участник
|
|
|
Отправлено: 29.05.06 17:25. Заголовок: Re:
naty knight пишет: цитата: | Говоря о большинстве религиозных, я имею в виду именно большинство |
| Каких религиозных? Иудеев? Или христиан? Или бахаистов? Уточните.
|
|
|
|
| постоянный участник
|
|
|
Отправлено: 29.05.06 17:27. Заголовок: Re:
AlterEgo пишет: цитата: | Не страх, но уважение. Уважение к чужой жизни, к чужой собственности, к чужим мыслям, идеям, знаниям, умениям, к чужому труду, если хотите. Понимание изначального равенства человеческих существ. |
| Ничто не ново под луной. "Возлюби ближнего своего как самого себя" (в оригинале - "как свое тело")
|
|
|
|
| постоянный участник
|
|
|
Отправлено: 29.05.06 17:35. Заголовок: Re:
мирабелла пишет: цитата: | "Возлюби ближнего своего как самого себя" (в оригинале - "как свое тело") |
| В каком оригинале? мирабелла пишет: цитата: | Каких религиозных? Иудеев? Или христиан? Или бахаистов? Уточните. |
|
Уточняю - любых.
|
|
|
|
| постоянный участник
|
|
|
Отправлено: 29.05.06 17:39. Заголовок: Re:
naty knight пишет: Вы ТАК безапелляционны... naty knight пишет: В комментариях РАМБАМа, кажется. Надо уточнить, не помню точно где.
|
|
|
|
| постоянный участник
|
|
|
Отправлено: 29.05.06 17:44. Заголовок: Re:
мирабелла пишет: А я не говорю, что совершил открытие, я говорю, что для понимания этих вещей мне не нужен страх загробных мук. То, что для воцерквлённых даётся страхом, мне даётся пониманием.
|
|
|
|
| постоянный участник
|
|
|
Отправлено: 29.05.06 17:45. Заголовок: Re:
цитата: | Порадуйте ссылочкой, пожалуйста. |
| А разве это не очевидно? Тот же Ирак, например. цитата: | А плохи они тем, что на место религиозной морали они поставили свою гаденькую псевдо-мораль, позволяющую им без особых проблем с совестью отправлять людей на смерть и умножать зло на земле. |
| Эк вы их всех. И гаденькая, и "псевдо-мораль". И про совесть их вы все-то знаете...
|
|
|
|
| постоянный участник
|
|
|
Отправлено: 29.05.06 17:47. Заголовок: Re:
цитата: | То, что для воцерквлённых даётся страхом, мне даётся пониманием. |
| Странно. Откуда такая уверенность? И при чем тут страх? А что, например, жене не изменяют из страза быть разоблаченным?
|
|
|
|
Отправлено: 29.05.06 17:53. Заголовок: Re:
Михаил_З пишет: цитата: | Эк вы их всех. И гаденькая, и "псевдо-мораль". И про совесть их вы все-то знаете... |
| А что, неверно? Терроризм, в том числе и религиозный, обычно дурно пахнет. Конечно, я не знаю про совесть, могу только предполагать. Но я не собираюсь их оправдывать.
|
|
|
|
| постоянный участник
|
|
|
Отправлено: 29.05.06 17:54. Заголовок: Re:
Михаил_З пишет: Нет, не очевидно. Михаил_З пишет: цитата: | Странно. Откуда такая уверенность? И при чем тут страх? |
|
Откуда уверенность в чём? В том, что мне это даётся пониманием? Странный вопрос. Или в страхе для религиозных? Но ведь, то что я делаю по простоте душевной, религиозный делает для получения спасения или, меняя слагаемые местами, во избежание неспасения. Михаил_З пишет: цитата: | А что, например, жене не изменяют из страха быть разоблаченным? |
|
Извините, я не совсем понял Ваш вопрос. Кто-то может быть и так, из страха. Кто-то по любви. Кто-то по убеждениям.
|
|
|
|
| постоянный участник
|
|
|
Отправлено: 29.05.06 18:13. Заголовок: Re:
AlterEgo пишет: Ну вот. А откуда берется такое понимание? Из жизненного опыта, воспитания, врожденной порядочности? Откуда?
|
|
|
|
| постоянный участник
|
|
|
Отправлено: 29.05.06 18:18. Заголовок: Re:
цитата: | религиозный делает для получения спасения или, меняя слагаемые местами, во избежание неспасения. |
| Не знаю, что такое религиозный, а я так делаю потому, что по другому поступать было бы против моей совести. А спасение-неспасение - это в руках божиих. Никакие мои "достоинства" моего спасения не гарантируют цитата: | Извините, я не совсем понял Ваш вопрос. Кто-то может быть и так, из страха. Кто-то по любви. Кто-то по убеждениям. |
| Да, а кто-то в надежде на награды
|
|
|
|
| постоянный участник
|
|
|
Отправлено: 29.05.06 18:19. Заголовок: Re:
мирабелла пишет: цитата: | А откуда берется такое понимание? Из жизненного опыта, воспитания, врожденной порядочности? Откуда? |
|
Вы хотите сказать - Боговдохновение снизошло на AlterEgo? Частью это влияние среды, частью чтение специальной литературы, частью самостоятельные рассуждения.
|
|
|
|
Отправлено: 29.05.06 18:20. Заголовок: Re:
Михаил_З пишет: цитата: | Не знаю, что такое религиозный, а я так делаю потому, что по другому поступать было бы против моей совести. А спасение-неспасение - это в руках божиих. Никакие мои "достоинства" моего спасения не гарантируют |
| Так Вы в церковь "на всякий случай" ходите?
|
|
|
|
| постоянный участник
|
|
|
Отправлено: 29.05.06 18:23. Заголовок: Re:
мирабелла пишет: цитата: | А откуда берется такое понимание? Из жизненного опыта, воспитания, врожденной порядочности? Откуда? |
|
как ни странно, это так. Вы, конечно, хотите сказать, что мораль пришла к нам из религии. Ок. А откуда она пришла в религию?
|
|
|
|
| постоянный участник
|
|
|
Отправлено: 29.05.06 18:25. Заголовок: Re:
Михаил_З пишет: цитата: | Не знаю, что такое религиозный, а |
|
Верно, религиозный - это не то слово. Верующий более правильно. цитата: | я так делаю потому, что по другому поступать было бы против моей совести. |
|
Так почему Вы отказываете мне в праве поступать по совести? цитата: | А спасение-неспасение - это в руках божиих. Никакие мои "достоинства" моего спасения не гарантируют |
|
Видите, как Вам тяжело. Михаил_З пишет: цитата: | Да, а кто-то в надежде на награды |
|
Может, обсуждение адьюльтеров перенесём в другую тему. Не то, чтобы я как-то был против этой темы, просто как-то не к месту, что ли...
|
|
|
|
| постоянный участник
|
|
|
Отправлено: 29.05.06 18:28. Заголовок: Re:
цитата: | Так Вы в церковь "на всякий случай" ходите? |
| Я так поступаю, потому что считаю, что не ходить в церковь - свинство. Это слово я отношу только к себе. цитата: | Может, обсуждение адьюльтеров перенесём в другую тему. Не то, чтобы я как-то был против этой темы, просто как-то не к месту, что ли... |
| Нет, это как раз по теме.
|
|
|
|
| постоянный участник
|
|
|
Отправлено: 29.05.06 18:31. Заголовок: Re:
Михаил_З пишет: цитата: | Нет, это как раз по теме. |
|
Как хотите, можем и о курсе валют поговорить. цитата: | Я так поступаю, потому что считаю, что не ходить в церковь - свинство. |
|
Обзываться некрасиво.
|
|
|
|
| постоянный участник
|
|
|
Отправлено: 29.05.06 18:33. Заголовок: Re:
Уж говорю как есть. А курсы валют тут точно не при чем.
|
|
|
|
| постоянный участник
|
|
|
Отправлено: 29.05.06 18:33. Заголовок: Re:
Михаил_З пишет: цитата: | А курсы валют тут точно не при чем. |
|
Не больше чем адьюльтеры.
|
|
|
|
| постоянный участник
|
|
|
Отправлено: 29.05.06 18:35. Заголовок: Re:
naty knight пишет: цитата: | Вы, конечно, хотите сказать, что мораль пришла к нам из религии. Ок. А откуда она пришла в религию |
| А в какую именно, уточните.
|
|
|
|
| постоянный участник
|
|
|
Отправлено: 29.05.06 18:37. Заголовок: Re:
Как ненормально строить отношения с любимым человеком на корыстных взаимоотношениях, так и тем более отношения с Богом ненормально строить на страхе или ожидании воздаяния.
|
|
|
|
| постоянный участник
|
|
|
Отправлено: 29.05.06 18:38. Заголовок: Re:
naty knight пишет: Что именно? Врожденная порядочность?
|
|
|
|
| постоянный участник
|
|
|
Отправлено: 29.05.06 18:44. Заголовок: Re:
Михаил_З пишет: цитата: | Как ненормально строить отношения с любимым человеком на корыстных взаимоотношениях, так и тем более отношения с Богом ненормально строить на страхе или ожидании воздаяния. |
|
Глубокомысленная сентенция. А вот курс валют - вещь сугубо прагматичная, приземлённая. Но есть люди, которые на него молятся, которым он сниться, которые готовы на всё лишь бы он изменился или нет. Вы там тоже увидите божественную сущность?
|
|
|
|
| постоянный участник
|
|
|
Отправлено: 29.05.06 18:47. Заголовок: Re:
цитата: | вот курс валют - вещь сугубо прагматичная, приземлённая. Но есть люди, которые на него молятся, которым он сниться, которые готовы на всё лишь бы он изменился или нет. Вы там тоже увидите божественную сущность? |
| Безусловно. "Да не будут тебе бози иные"
|
|
|
|
Отправлено: 29.05.06 18:49. Заголовок: Re:
мирабелла пишет: цитата: | Потому как я уже об'ясняла, что тут речь шла прежде всего о том, ЧТО религия дала морали. Вам ведь известно, что красть не хорошо, правда? Так откуда установка? Из религии. |
| Нет, из общества. Потому что наше общество устроено так, что в нем есть институт собственности, и оно не сможет нормально существовать, если этот институт не будет поддерживаться определенными соцаильными нормами. Эти нормы усваиваются человеком в процессе социализации и, действительно, могут подкрепляться религией. Но они не имеют источником некую высшую силу. Человек, выросший в примитивном обществе, где нет института собственности, тоже не будет иметь представления о заповеди "не укради" - но при этом он вполне может иметь религиозные представления о сотворении мира, о жизни после смерти, о богах и пр. А вот римлянин 3 в. до н.э., который слыхом не слыхивал о заповеди "не укради" и прочих библейских заповедях, уверяю Вас, прекрасно знал, что красть нельзя. цитата: | В каком религиозном обществе? В общем? Или среди христиан? Или приверженцев культа вуду? Или среди мусульман? |
| А какая разница? Вы сказали, что у нерелигиозного человека есть проблемы с моралью. Привели пример Чикатило. Вот я Вас спрашиваю: Вы можете доказать, что в религиозных обществах - любых - Чикатил меньше?
|
|
|
|
| постоянный участник
|
|
|
Отправлено: 29.05.06 18:53. Заголовок: Re:
цитата: | А вот римлянин 3 в. до н.э., который слыхом не слыхивал о заповеди "не укради" и прочих библейских заповедях, уверяю Вас, прекрасно знал, что красть нельзя. |
| А о том, что смотрящий на женщину с вожделением уже прелюбодействовал с ней в сердце своем, римлянин тоже знал?
|
|
|
|
| постоянный участник
|
|
|
Отправлено: 29.05.06 18:57. Заголовок: Re:
Михаил_З wrote: цитата: | А о том, что смотрящий на женщину с вожделением уже прелюбодействовал с ней в сердце своем, римлянин тоже знал? |
| Про то, что при созерцании прекрасных дам может разыграться вооборажение, римляне, полагаю, знали
|
|
|
|
| постоянный участник
|
|
|
Отправлено: 29.05.06 18:59. Заголовок: Re:
При чем тут воображение? Речь идет о грехе.
|
|
|
|
Отправлено: 29.05.06 19:15. Заголовок: Re:
Михаил_З пишет: цитата: | А о том, что смотрящий на женщину с вожделением уже прелюбодействовал с ней в сердце своем, римлянин тоже знал? |
| Вообще говоря - да. Римское общество 3 в. до н.э. было весьма нравственным. Свобода нравов там возникла позднее. Однако я вовсе не отрицаю, что в мире были и есть общества, где прелюбодеяние определяется совсем не так, как в христианстве. Да что далеко ходить: если не ошибаюсь, в иудаизме оно определяется как супружеская измена, а не как внебрачные отношения и, уж тем более, не как мысли о внебрачных отношениях. Вот, пожалуйста, доказывайте Мирабелле, что такой подход аморален.
|
|
|
|
| постоянный участник
|
|
|
Отправлено: 29.05.06 19:22. Заголовок: Re:
Я просто о том, что в христианстве греховными являются не только поступки, но и мысли о поступках. Причем, они (мысли) даже более опасны, чем поступки. Человеку проще удержать себя от поступка, но он может известись например, завистью, гневом или еще какими-то переживаниями. Поэтому, покаяния требуют не только поступки, но и помыслы. В святоотеческой и монастырской традиции существует ежедневное откровение помыслов, когда монах очень подробно излагает все помыслы своему духовнику. Я не думаю, что вне христианской или религиозноой в широком смысле традиции возможно такое отношение к греху в мыслях.
|
|
|
|
| постоянный участник
|
|
|
Отправлено: 29.05.06 19:38. Заголовок: Re:
Aelia пишет: цитата: | Вы сказали, что у нерелигиозного человека есть проблемы с моралью |
| А где я это говорила? Я сказала - еще раз повторяю - что мораль (в современном понимании) "вышла" из религии.
|
|
|
|
| постоянный участник
|
|
|
Отправлено: 29.05.06 19:41. Заголовок: Re:
Aelia пишет: цитата: | Вы можете доказать, что в религиозных обществах - любых - Чикатил меньше? |
| Хороший вопрос. Наверное, чикатил не меньше в религиозном секторе, чем в светском обществе. Но они (чикатилы) жутко мучаются совестью и ходят поэтому к исповеди.
|
|
|
|
Отправлено: 29.05.06 19:46. Заголовок: Re:
Михаил_З пишет: цитата: | Я не думаю, что вне христианской или религиозноой в широком смысле традиции возможно такое отношение к греху в мыслях. |
| Я склонна с этим согласиться. Я, конечно, совсем не сильна в сравнительном религиоведении, однако, по моим впечатлениям, это действительно характерная черта именно христианства. Однако какое это имеет отношение к вопросу о происхождении морали? В данном случае мы просто имеем расширение сферы регулирования моральных норм. В иудаизме, например, она тоже расширена по сравнению с христианством, только в другую сторону - не вовнутрь, а наружу. Более строго регламентируются не мысли человека, а его поступки.
|
|
|
|
| постоянный участник
|
|
|
Отправлено: 29.05.06 19:49. Заголовок: Re:
Aelia пишет: цитата: | А вот римлянин 3 в. до н.э., который слыхом не слыхивал о заповеди "не укради" и прочих библейских заповедях, уверяю Вас, прекрасно знал, что красть нельзя. |
| Верно. Но к 1му веку н.э. нравственность упала. Или раньше? Указы Августа не помогали. Что сдерживало римлянина 3го в. до н.э. уже не сдерживало римлянина 1го века н.э. А если серьезно, то если вор украдет у вас что-то и вы скажете - "побойся Б-га" - шансы есть. А когда скажите - "Побойся прокурора" - шансы практически равны нулю. Далее. Религиозные политики крадут также как и светские. Но если религиозные все же боятся Б-га и крадут меньше и не получают от краж никакого удовольствия - знают, что Б-г накажет. А светские крадут больше и с удовольствием - не боятся ни Б-га, ни прокурора...
|
|
|
|
Отправлено: 29.05.06 19:53. Заголовок: Re:
мирабелла пишет: Вот здесь: http://bg.fastbb.ru/index.pl?1-1-0-00000244-000-45-0#026 Вы спросили: что удерживает нерелигиозного человека от плохих поступков? Подразумевая, что, как бы, ничто и не удерживает, разве что страх наказания. цитата: | Я сказала - еще раз повторяю - что мораль (в современном понимании) "вышла" из религии. |
| Может быть, Вы лучше ответите Рыцарю на вопрос, откуда мораль пришла в религию?
|
|
|
|
| постоянный участник
|
|
|
Отправлено: 29.05.06 19:54. Заголовок: Re:
Тертуллиан сказал, что душа человека по природе своей -- христианка, а еще говорят, что совесть -- это образ Божий в любом человеке. То есть мораль -- это вовсе не порождение христианства; она может быть и в безрелигиозном, и даже в атеистическом обществе, а нравственная потребность заложена в человеке изначально. Христианство лишь формулирует моральные нормы так, чтобы следуя им, человеческая душа могла максимально раскрыться Богу.
|
|
|
|
Отправлено: 29.05.06 19:59. Заголовок: Re:
мирабелла пишет: цитата: | Но к 1му веку н.э. нравственность упала. Или раньше? Указы Августа не помогали. Что сдерживало римлянина 3го в. до н.э. уже не сдерживало римлянина 1го века н.э. |
| Потому что общество изменилось. Европейское общество тоже изменилось - и в нем сейчас тоже мало кто считает, что нельзя глядеть на женщину с вожделением. Христианские нормы, регулирующие данную сферу жизни, оказались не прочнее древнеримских. цитата: | А если серьезно, то если вор украдет у вас что-то и вы скажете - "побойся Б-га" - шансы есть. А когда скажите - "Побойся прокурора" - шансы практически равны нулю. |
| Мирабелла, а как Вы считаете: нерелигиозные люди, которые не боятся Бога, не воруют только потому, что боятся прокурора? Никаких других вариантов нет?
|
|
|
|
| постоянный участник
|
|
|
Отправлено: 29.05.06 20:02. Заголовок: Re:
Aelia пишет: цитата: | Нет, из общества. Потому что наше общество устроено так, что в нем есть институт собственности, и оно не сможет нормально существовать, если этот институт не будет поддерживаться определенными соцаильными нормами. Эти нормы усваиваются человеком в процессе социализации и, действительно, могут подкрепляться религией. Но они не имеют источником некую высшую силу. |
| Институт собственности... Этому институту можно прикрываться любой идеологией. Главная проблема атеизма на самом деле - он постоянно сталкивается с человеческой природой. Человек зол, завистлив и ленив по своей природе.. Далее. Возьмем брежневский СССР - успешное атеистическое гос-во, так? Но хоть убей, никак нельзя было об'яснить рабочим, что воровать мыло с мыловаренного завода - низззя!
|
|
|
|
| постоянный участник
|
|
|
Отправлено: 29.05.06 20:05. Заголовок: Re:
Aelia пишет: цитата: | Мирабелла, а как Вы считаете: нерелигиозные люди, которые не боятся Бога, не воруют только потому, что боятся прокурора? Никаких других вариантов нет? |
| У отдельного человека - проблем с этим нет. В массовом порядке эта затея не работает.
|
|
|
|
| постоянный участник
|
|
|
Отправлено: 29.05.06 20:10. Заголовок: Re:
Aelia пишет: цитата: | Вы спросили: что удерживает нерелигиозного человека от плохих поступков? Подразумевая, что, как бы, ничто и не удерживает, разве что страх наказания |
| Как и верующего. Только разные "наказания", разве нет?
|
|
|
|
| постоянный участник
|
|
|
Отправлено: 29.05.06 20:12. Заголовок: Re:
мирабелла А как Вы понимаете слово "наказание"?
|
|
|
|
| постоянный участник
|
|
|
Отправлено: 29.05.06 20:13. Заголовок: Re:
Aelia пишет: цитата: | Вы лучше ответите Рыцарю на вопрос, откуда мораль пришла в религию |
| Рыцарь сам знает. С Синайской горы.
|
|
|
|
| постоянный участник
|
|
|
Отправлено: 29.05.06 20:19. Заголовок: Re:
Михаил_З пишет: цитата: | А как Вы понимаете слово "наказание"? |
| Отправят в ад малой скоростью и поджарят на сковородке. На самом деле, никто не знает, что ожидает грешника в аду. (В исламе ясно - "будут бить и обижать".) Мудрецы спорят, что такое "кАрет" - наказание в аду, и расказывают всякие страсти. Типа, сам туда попадешь - и узнаешь.
|
|
|
|
Отправлено: 29.05.06 20:21. Заголовок: Re:
мирабелла пишет: цитата: | Институт собственности... Этому институту можно прикрываться любой идеологией. Главная проблема атеизма на самом деле - он постоянно сталкивается с человеческой природой. Человек зол, завистлив и ленив по своей природе.. |
| "Предмет, так сказать, нашей лекции в ней освещен досконально. Глубинные связи раскрыты. Вопрос о бессмертьи решен в положительном смысле. Занавес. Обморок." (с) Все-то Вы знаете, Мирабелла. И про человеческую природу, и про институт собственности... цитата: | Но хоть убей, никак нельзя было об'яснить рабочим, что воровать мыло с мыловаренного завода - низззя! |
| А чем Вы объясняете, что, например, в нацистской Германии, также отнесенной Вами к числу атеистических государств, воровство даже близко не имело таких масштабов, как в брежневском СССР?
|
|
|
|
Отправлено: 29.05.06 20:25. Заголовок: Re:
мирабелла пишет: цитата: | У отдельного человека - проблем с этим нет. В массовом порядке эта затея не работает. |
| Я просто не могу угнаться за полетом Вашей мысли. Вот здесь Вы писали, наоборот, что "проблема будет у отдельно взятого человека", а у государства особых проблем не будет и оно может прожить и без религии. Вы уж как-то внутри себя договоритесь... http://bg.fastbb.ru/index.pl?1-1-0-00000244-000-45-0#026
|
|
|
|
Отправлено: 29.05.06 20:27. Заголовок: Re:
мирабелла пишет: цитата: | Как и верующего. Только разные "наказания", разве нет? |
| Мирабелла, Вы действительно считаете, что я не ворую кошельки в трамваях только потому, что боюсь попасть в тюрьму?
|
|
|
|
Отправлено: 29.05.06 20:30. Заголовок: Re:
мирабелла пишет: цитата: | Рыцарь сам знает. С Синайской горы. |
| Тогда объясните, пожалуйста, откуда древние римляне 3 в. до н.э., слыхом не слыхавшие о Синайской горе (как и множество иных культур и народов) узнали о том, что воровать нельзя?
|
|
|
|
| постоянный участник
|
|
|
Отправлено: 29.05.06 20:35. Заголовок: Re:
Aelia пишет: цитата: | Мирабелла, Вы действительно считаете, что я не ворую кошельки в трамваях только потому, что боюсь попасть в тюрьму? |
| Элия, я не понимаю Вашего негодования. Если помните, речь в самом начале дискуссии шла не о атеистах, ворующих кошельки, а о том, Что религия дала морали. И откуда эта самая мораль вышла. ПОвторяю, что ни в коей мере не считаю атеистов (всех!) злодеями.
|
|
|
|
Отправлено: 29.05.06 20:41. Заголовок: Re:
мирабелла пишет: цитата: | Элия, я не понимаю Вашего негодования. Если помните, речь в самом начале дискуссии шла не о атеистах, ворующих кошельки, а о том, Что религия дала морали. И откуда эта самая мораль вышла. ПОвторяю, что ни в коей мере не считаю атеистов (всех!) злодеями. |
| Да я теперь вижу, что Вы и о религиозных людях не слишком высокого мнения - если считаете, что они не вредят окружающим только из страха, что Бог их накажет. Порядочный человек не совершает дурных поступков не потому что боится прокурора. И не потому что боится Бога. А потому, что не хочет утратить уважение к себе и не хочет испытывать угрызения совести.
|
|
|
|
| постоянный участник
|
|
|
Отправлено: 29.05.06 20:44. Заголовок: Re:
Aelia пишет: цитата: | Все-то Вы знаете, Мирабелла. И про человеческую природу, и про институт собственности... |
| А это плохо? Стремиться многое узнать? Тем более, что я дискутирую и не навязываю свою точку зрения.
|
|
|
|
Отправлено: 29.05.06 20:47. Заголовок: Re:
мирабелла пишет: цитата: | А это плохо? Стремиться многое узнать? Тем более, что я дискутирую и не навязываю свою точку зрения. |
| Плохо то, что Вы свою точку зрения не аргументируете. "Человек зол, завистлив и ленив по своей природе." Все. Magister dixit. Вопрос исчерпан.
|
|
|
|
| постоянный участник
|
|
|
Отправлено: 29.05.06 20:48. Заголовок: Re:
Aelia пишет: цитата: | А чем Вы объясняете, что, например, в нацистской Германии, также отнесенной Вами к числу атеистических государств, воровство даже близко не имело таких масштабов, как в брежневском СССР? |
| Отвечу. У них была другая фишка. Убийство людей. Как и ГУЛАГ в СССР. А если Вас интересует воровство в нацистской Германии - пожалуйста. У мыловаренного завода в Германии был хозяин. Какой-нибудь герр Браун. Попробуй укради у такого! В СССР - хозяин завода был народ. "Тащи с завода каждый гвоздь - ты ведь хозяин, а не гость"!
|
|
|
|
| постоянный участник
|
|
|
Отправлено: 29.05.06 21:00. Заголовок: Re:
Aelia пишет: цитата: | Порядочный человек не совершает дурных поступков не потому что боится прокурора. И не потому что боится Бога. А потому, что не хочет утратить уважение к себе и не хочет испытывать угрызения совести |
| Порядочный человек в первую очередь не кичится своей порядочностью. Для него это (порядочность) в порядке вещей - будь он 100 раз религиозен или 10000 раз атеист! А что есть боязнь утратить уважение к себе и окружающих, как не страх? Страх потерять лицо?
|
|
|
|
| постоянный участник
|
|
|
Отправлено: 29.05.06 21:03. Заголовок: Re:
Aelia пишет: цитата: | Плохо то, что Вы свою точку зрения не аргументируете. "Человек зол, завистлив и ленив по своей природе." Все. Magister dixit. Вопрос исчерпан |
| Нет. Аргументировать, говорите Вы? Вы что, живете в башне из слоновой кости? Аргументирую. "Не верь людям, думай о них всегда плохо" - слова А.С. Пушкина брату Льву в письме. Еще нужны аргументы? Организую!
|
|
|
|
Отправлено: 29.05.06 21:05. Заголовок: Re:
мирабелла пишет: цитата: | У мыловаренного завода в Германии был хозяин. Какой-нибудь герр Браун. Попробуй укради у такого! В СССР - хозяин завода был народ. "Тащи с завода каждый гвоздь - ты ведь хозяин, а не гость"! |
| Так вот германское атеистическое общество как-то сумело объяснить своим гражданам, что воровать нельзя и следует уважать чужую собственность. И не воровали. Многие современные европейские общества тоже совершенно не являются религиозными, вплоть до легализации однополых браков. Однако собственность там уважают (и кстати, лагерей смерти там нет). А в советском обществе не уважали. Может быть, разница тут в обществе, а не в религии?
|
|
|
|
| постоянный участник
|
|
|
Отправлено: 29.05.06 21:06. Заголовок: Re:
Aelia пишет: цитата: | Да я теперь вижу, что Вы и о религиозных людях не слишком высокого мнения - если считаете, что они не вредят окружающим только из страха, что Бог их накажет |
| У Вас слишком плохое обо мне мнение. Но если Вам хочется так думать - пожалуйста! Но это так и работает. Порядочный боится потерять лицо, верующий - Высшей Силы. Сами решайте, что хуже или лучше.
|
|
|
|
| постоянный участник
|
|
|
Отправлено: 29.05.06 21:07. Заголовок: Re:
Aelia пишет: цитата: | Тогда объясните, пожалуйста, откуда древние римляне 3 в. до н.э., слыхом не слыхавшие о Синайской горе (как и множество иных культур и народов) узнали о том, что воровать нельзя? |
| Мы говорили с Рыцарем об отдельно взятой религии. Вы знаете какой. И не передергивайте моих слов, плизз.
|
|
|
|
Отправлено: 29.05.06 21:13. Заголовок: Re:
мирабелла пишет: цитата: | А что есть боязнь утратить уважение к себе и окружающих, как не страх? Страх потерять лицо? |
| Мирабелла, когда Михаил Вас спросил, как Вы понимаете наказание, Вы стали рассказывать про грешников в аду. Про утрату самоуважения Вы почему-то ничего не сказали. Вы все время говорите только о внешних наказаниях: то Бог, то прокурор... цитата: | "Не верь людям, думай о них всегда плохо" - слова А.С. Пушкина брату Льву в письме. Еще нужны аргументы? Организую! |
| Нет, благодарю Вас. Таких не надо. Фраза в подписи Vir'а тоже принадлежит Пушкину. Цитат из мировой классики я Вам тоже могу накидать. Только они ничего не доказывают.
|
|
|
|
Отправлено: 29.05.06 21:15. Заголовок: Re:
мирабелла пишет: цитата: | Порядочный боится потерять лицо, верующий - Высшей Силы. Сами решайте, что хуже или лучше. |
| Мирабелла, потерять лицо и потерять самоуважение - это немного разные вещи. Характерно, что Вы вновь все сводите к внешним кнутам и пряникам...
|
|
|
|
Отправлено: 29.05.06 21:23. Заголовок: Re:
мирабелла пишет: цитата: | Мы говорили с Рыцарем об отдельно взятой религии. Вы знаете какой. И не передергивайте моих слов, плизз. |
| Я ничего не передергиваю. Вот ваш диалог с AlterEgo и Рыцарем: Мирабелла:Что сдерживает его? Полицейский, следящий за "не укради"; страх перед карательными органами или страх перед Б-гом? AlterEgo: Не страх, но уважение. Уважение к чужой жизни, к чужой собственности, к чужим мыслям, идеям, знаниям, умениям, к чужому труду, если хотите. Понимание изначального равенства человеческих существ. Не животный ужас перед вечным пламенем, а стремление к совершенствованию общества через, как пример, совершенствование самого себя. Мирабелла: А откуда берется такое понимание? Из жизненного опыта, воспитания, врожденной порядочности? Рыцарь: Как ни странно, это так. Вы, конечно, хотите сказать, что мораль пришла к нам из религии. Ок. А откуда она пришла в религию? Мирабелла: А в какую именно, уточните. Ответа не последовало. Отсюда совершенно не следует, что вы говорили об иудаизме. Напротив, вы явно говорили о происхождении морали вообще. Хорошо, предположим, что к евреям мораль пришла с горы Синай. Откуда она пришла к римлянам?
|
|
|
|
| постоянный участник
|
|
|
Отправлено: 29.05.06 21:30. Заголовок: Re:
Aelia пишет: цитата: | Так вот германское атеистическое общество как-то сумело объяснить своим гражданам, что воровать нельзя и следует уважать чужую собственность. И не воровали |
| А какими методами? Вы догадываетесь? Не суть важно, ладно. Наш спор, Элия - это по-большому счету спор о вере. И именно поэтому он заведомо схоластичен. Если бы можно было доказать математически наличие или отсутствие Б-га, само понятие веры утратило бы смысл. Я охотно соглашусь с Вами в том, что имеются миллионы нравственных атеистов и миллионы безнравственных верующих. В конце концов, решение "верить или не верить" - каждый принимает для себя. Иногда даже в одной семье - разные решения. Мой муж, к примеру - светский. Но из моего опыта засведетельствовать - что в армии на курсе молодого бойца показатели солдат из религиозных частей( у нас такое есть) всегда выше, чем у их светских товарищей. Можно дать этому кучу всяких об'яснений. Но факты - упрямая вещь: солдаты тренируются вместе , подбираются по одним критериям и кроме отсутствия женщин во вспомогательных частях и более строгого кашрута, эти части ничем не отличаются. Поэтому статистика почти в чистом виде - и статистика эта , к сожалению, не в пользу светских. Спросите у любого попа, посещающего места заключения и он скажет Вам, что там, где есть приход и хороший священник - лучше поведение заключенных. Так что спорить можно до посинения...
|
|
|
|
| постоянный участник
|
|
|
Отправлено: 29.05.06 21:33. Заголовок: Re:
Aelia пишет: цитата: | Мирабелла, когда Михаил Вас спросил, как Вы понимаете наказание, Вы стали рассказывать про грешников в аду. Про утрату самоуважения Вы почему-то ничего не сказали. Вы все время говорите только о внешних наказаниях: то Бог, то прокурор |
| Я пыталась отшутиться. Видно, не получилось... И я не совсем поняла вопрос Михаила. В каком слысле наказание? Как его вижу ЛИЧНО я? Или моя религия?
|
|
|
|
| постоянный участник
|
|
|
Отправлено: 29.05.06 21:35. Заголовок: Re:
мирабелла wrote: цитата: | Если бы можно было доказать математически наличие или отсутствие Б-га, само понятие веры утратило бы смысл. |
| веры в математику?
|
|
|
|
| постоянный участник
|
|
|
Отправлено: 29.05.06 21:35. Заголовок: Re:
Aelia пишет: цитата: | потерять лицо и потерять самоуважение - это немного разные вещи. Характерно, что Вы вновь все сводите к внешним кнутам и пряникам... |
| Но они оч. взаимосвязаны, не так ли? Что Вы хотите узнать? Мое личное мнение?
|
|
|
|
| постоянный участник
|
|
|
Отправлено: 29.05.06 21:37. Заголовок: Re:
Aelia пишет: цитата: | Цитат из мировой классики я Вам тоже могу накидать. Только они ничего не доказывают |
| Ясно. Нужны цитаты из научных книжек или из личного опыта?
|
|
|
|
| постоянный участник
|
|
|
Отправлено: 29.05.06 21:39. Заголовок: Re:
Aelia пишет: цитата: | Откуда она пришла к римлянам? |
| Ну... Может, из поклонения Энею? Я не настолько хорошо знаю древнейшую историю Италии...
|
|
|
|
| постоянный участник
|
|
|
Отправлено: 29.05.06 21:40. Заголовок: Re:
Aelia пишет: Моего ответа или Рыцаря?
|
|
|
|
| постоянный участник
|
|
|
Отправлено: 29.05.06 21:41. Заголовок: Re:
rspzd пишет:
|
|
|
|
Отправлено: 29.05.06 23:30. Заголовок: Re:
мирабелла пишет: цитата: | Я охотно соглашусь с Вами в том, что имеются миллионы нравственных атеистов и миллионы безнравственных верующих. (...) Поэтому статистика почти в чистом виде - и статистика эта , к сожалению, не в пользу светских. Спросите у любого попа, посещающего места заключения и он скажет Вам, что там, где есть приход и хороший священник - лучше поведение заключенных. |
| Я согласна с Вашим первым утверждение и не стану оспаривать второе (оно кажется мне вполне вероятным, хотя я и не уверена в его истинности). Но из этого следует, что религия является не источником морали (в этом случае нравственных атеистов не существовало бы), а одним из инструментов ее поддержания. В таком качестве я готова ее признать и выше об этом писала. цитата: | Может, из поклонения Энею? |
| Эней здесь не при чем. Эти нормы - просто результат взаимодействия людей в обществе. Нормальное сосуществование людей, обеспечение приемлемого уровня взаимной безопасности и благосостояния требуют того, чтобы люди ограничивали свою агрессию и оказывали друг другу взаимопомощь. В рамках одного общества. Для этого и вырабатываются некоторые общие нормы поведения и взаимоотношения между людьми. И представления об этих нормах, о том, что хорошо и что плохо, усваиваются в раннем детстве, в ходе социализации. Человек приучается к тому, что его оценивают на соответствие определенным нормам, и сам начинает так же себя оценивать. Становясь чуть постарше, он понимает, какое значение нормы морали имеют для жизни его общества. В результате эти нормы становятся для него личной ценностью. Поэтому, нарушая их, он теряет самоуважение и испытывает угрызения совести. Это в случае успешного воспитания, конечно. Ну а в случае неуспешного воспитания и религиозный человек может считать, что можно согрешить, а потом покаяться, а потом опять согрешить; или что главное, чтобы окружающие считали тебя религиозным человеком, а дома за закрытыми дверями можно творить что угодно; или что можно взорвать в автобусе с неверными бомбу и попадешь в рай... и т.д.
|
|
|
|
| постоянный участник
|
|
|
Отправлено: 30.05.06 00:43. Заголовок: Re:
мирабелла пишет: цитата: | Меня не интересует проблема "отдельного человека". . |
| Очень жаль. А мне показалось, что как раз интересует. Свою собственная, например.
|
|
|
|
| постоянный участник
|
|
|
Отправлено: 30.05.06 00:59. Заголовок: Re:
мирабелла пишет: цитата: | Рыцарь сам знает. С Синайской горы |
| При чем тут гора? До горы морали не было в принципе?
|
|
|
|
Отправлено: 30.05.06 08:43. Заголовок: Re:
Артемий wrote: цитата: | Тертуллиан сказал, что душа человека по природе своей -- христианка, а еще говорят, что совесть -- это образ Божий в любом человеке. То есть мораль -- это вовсе не порождение христианства; она может быть и в безрелигиозном, и даже в атеистическом обществе, а нравственная потребность заложена в человеке изначально. Христианство лишь формулирует моральные нормы так, чтобы следуя им, человеческая душа могла максимально раскрыться Богу |
| Насчет души не скажу - предмет темный. С остальным могу только согласиться. Как и с тезисом Элии: Aelia wrote: цитата: | Эти нормы - просто результат взаимодействия людей в обществе. Нормальное сосуществование людей, обеспечение приемлемого уровня взаимной безопасности и благосостояния требуют того, чтобы люди ограничивали свою агрессию и оказывали друг другу взаимопомощь. В рамках одного общества. Для этого и вырабатываются некоторые общие нормы поведения и взаимоотношения между людьми. И представления об этих нормах, о том, что хорошо и что плохо, усваиваются в раннем детстве, в ходе социализации. |
|
|
|
|
|
Отправлено: 30.05.06 09:28. Заголовок: Re:
Михаил_З пишет: цитата: | Я не думаю, что вне христианской или религиозноой в широком смысле традиции возможно такое отношение к греху в мыслях. |
| В философской традиции на Востоке существует формула "не говори зла, не делай зла, не думай зла". Традиция с явным влиянием буддизма, но формально и внехристианская, и внерелигиозная.
|
|
|
|
| постоянный участник
|
|
|
Отправлено: 30.05.06 13:20. Заголовок: Re:
naty knight пишет: цитата: | А мне показалось, что как раз интересует. Свою собственная, |
| Ладно, ладно. Мы же говорили НЕ ОБО МНЕ! Не надо проецировать именно на меня. Этот приемчик мы уже знаем - переход на личности, если сказать нечего...
|
|
|
|
| постоянный участник
|
|
|
Отправлено: 30.05.06 13:29. Заголовок: Re:
rspzd пишет: цитата: | naty knight wrote: цитата: "Не делай ближнему того, что ненавистно тебе самому" - не говорит о том, что прежде всего необходимо быть хорошим человеком? Нет. Он говорит о том, что нельзя быть плохим человеком |
|
Извиняюсь за запоздалое вмешательство. Меня исключительно это совершенно справедливое противопоставление. Думаю, когда придет понимание того, это это разные понятия, многие вопросы будут решаться проще
|
|
|
|
| постоянный участник
|
|
|
Отправлено: 30.05.06 13:38. Заголовок: Re:
Aelia пишет: Вы знаете, Элия, я вынуждена с Вами согласиться. Тут Вы оказались правы.
|
|
|
|
| постоянный участник
|
|
|
Отправлено: 30.05.06 13:39. Заголовок: Re:
naty knight пишет: цитата: | При чем тут гора? До горы морали не было в принципе |
| Она (мораль) была другая. Более кровожадная, что ли...
|
|
|
|
| постоянный участник
|
|
|
Отправлено: 30.05.06 13:43. Заголовок: Re:
мирабелла пишет: цитата: | "Не верь людям, думай о них всегда плохо" - слова А.С. Пушкина брату Льву в письме. |
|
Ну, если Пушкин тогда да, не поспоришь.
|
|
|
Ответов - 142
, стр:
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
All
[только новые]
|
|