цитата
Ну это собственно мне знакомо.... Но логика какая то странная... Скорее политический раздел вызванный религиозными войнами способствовал росту сословия «городских предпринимателей» а не некие религиозные или этические нюансы...
Нет, нет, Вебер связывает становление капитализма именно с протестантской этикой.
Я попробую воспроизвести его рассуждения; правда, читала я давно, уже могла что-то забыть.
В протестантской картине мира важную роль играют концепции божественного предопределения, профессионального призвания и аскезы, и именно эти три составные части лежат в истоках капитализма.
Концепция божествененого предопределения имеет вид достьаточно жутковатый. Она заключается в том, что Бог еще до создания мира в своих помыслах разделил все человечество на две категории. Часть людей после смерти будет спасена и попадет в рай, другая часть попадет в ад и будет обречена на вечные муки. Причем это случится совершенно независимо от каких-то конкретных действий этих людей, а просто потому что такова воля Бога. Человек должен выполнять божественные заповеди и жить по законам Бога не ради будущего спасения (его спасение или гибель уже предопределены до его рождения и никак не зависят от его поведения), а просто потому что таков его долг перед творцом мира и Абсолютом. При этом он не имеет права сомневаться в божественном милосердии.
Вместе с тем, чисто психологически у верующего человека существует сильнейшая потребность как-то убедиться в собственном избранничестве. Тут появляется концепция профессионального призвания и профессионального успеха, который может служить доказательством избранности.
Человек должен выполнять свое предназначение в этом мире. Предназначение его заключается не в том, чтобы заниматься мистическим созерцанием и постигать божественную истину, а в том, чтобы трудиться – каждому на своем месте. Чем лучше человек понимает и реализует свое предназначение, тем большего профессионального успеха добивается. А профессиональный успех измеряется размером прибыли (разумеется, если эта прибыль получена законным и моральным путем; прибыль грабителя с большой дороги в счет не идет). Таким образом, человек стремится заработать как можно больше денег, чтобы получить доказательство того, что успешно исполняет свое призвание. При этом он ни в коем случае не должен тратить их на какие-то земные удовольствия (это как раз в протестантизме категорически не приветствуется, гораздо строже, чем в католичестве). Он должен пускать полученную прибыль на дельнейшее развитие собственного дела. Таким образом, приумножение капитала является в данной этике самоцелью.
Разумеется, все сказанное относится только к начальным стадиям развития капитализма, так сказать, к его истокам. Впоследствии капитализм совершенно оторвался от своих корней, и люди начали гоняться за прибылью, руководствуясь совсем иными мотивами.
Конечно, это только одна из возможных теорий, но любопытная.